Не обязательно быть гражданином США, чтобы твоя компания завоевала мир
По прогнозам Aviata.kz, люди не перестанут отдыхать, просто летать будут ближеОн соучредитель двух успешных сервисов по онлайн-продаже билетов в кино – Ticketon.kz – и авиабилетов – Aviata.kz. Достигнув плато стабильности в первом, он решил сфокусироваться только на втором, поставив перед собой амбициозную цель – не просто вывести Aviata.kz на зарубежные рынки, но и показать, что казахстанская компания может быть конкурентоспособна и за пределами страны. С Алексеем Ли мы встретились вскоре после его возвращения из Тель-Авива, где он был единственным бизнесменом из Казахстана, которого компания Google пригласила на свой ежегодный саммит. Стал ли он после этого на шаг ближе к своей цели или вдохновился новыми?
- Расскажите немного о саммите Google CEE Executive Summit 2016, есть ли вещи, которые вас там удивили, стали открытием?
- Это саммит, организованный компанией Google для команд из развивающихся стран, которые имеют экспортный потенциал в сфере интернет-технологий. Для команд, которые активно растут и способны, по мнению организаторов, выходить на зарубежные рынки. На саммите был ряд лекций, которые помогают руководителям осмыслить и структурировать свое текущее мироощущение, выйти за какие-то свои барьеры. Например, было организовано выступление Сола Сингера, соавтора книги «Startup Nation», про то, как такой маленькой стране как Израиль удалось стать, по сути, вторым центром притяжения информационных технологий после Кремниевой долины. Еще одна лекция была о том, что не обязательно быть гражданином США, чтобы запустить успешный проект на глобальном рынке. Выступали ребята из Израиля, которые участвуют в конкурсе, организованном Google с призовым фондом $20 млн. Цель этого конкурса – построить и запустить корабль на Луну, не привлекая государственные деньги. Причем он должен не просто достигнуть цели, но и сделать панорамный снимок, отправить его на Землю, «прошагать» по Луне 500 метров и вернуться обратно. Половина всех команд, изначально принимавших участие в конкурсе, уже сошли с дистанции, но эти ребята не останавливаются и уже смогли многого добиться. Они договорились с Илоном Маском о том, что с помощью SpaceX их корабль будет выведен на орбиту и там уже самостоятельно отправятся к Луне. Нет недостижимых целей, это очень мотивирующие вещи.
- По вашему мнению, опыт Израиля в создании инфраструктуры, благоприятной среды для развития стартапов можно перенести в Казахстан?
- Про это много разговоров, что Казахстан должен слезть с нефтяной иглы, однозначно есть ряд соображений, как это все выстраивать здесь.
- Вы согласны с мнением, что многие мероприятия, которые проводит государство по поддержке стартапов, – всего лишь бесполезные тусовки, настоящего бизнеса там мало?
- У нас в целом неправильно расставлены акценты, цели ставятся излишне размыто. Все должно начинаться с молодых ребят, которые после окончания университетов или загорятся или перегорят, станут классными разработчиками, потому что им вовремя дадут какие-то практические знания, или станут обычными эникейщиками, «компьютерщиками», которые вроде что-то знают, умеют кнопки нажимать. На этом этапе ребят надо зажигать, мотивировать, вкладывать не только теорию, но и знания по ведению бизнеса. Можно бесконечно рассуждать о том, что появляются бесполезные стартапы, но они появляются везде, в том числе и в Кремниевой долине. Надо создавать количество, которое будет со временем перерастать в качество.
По мнению Сола Сингера, помешательство на стартапах и ИТ в целом хорошо, если поставлено как экосистема. Первая и основная ошибка правительств многих стран в этом направлении – они любят громко заявлять о поддержке ИТ и начинают со строительства технопарков. Это попытка государства заниматься бизнесом, а ему необходимо создавать условия для появления бизнеса. Лучше, чтобы появлялись частные технопарки, задача государства – заинтересовать частных инвесторов, чтобы они строили такие технопарки. Тогда экосистема завертится.
К примеру, я свой путь предпринимателя начал в 2006 году, если бы тогда мне встретились грамотные менторы, я бы, возможно, успел сделать больше.
- Но сейчас у вас за плечами успешные проекты, а самое главное – большой опыт. Не было идеи открыть школу стартапов, как-то поделиться своими практическими знаниями?
- Cейчас мы это активно обсуждаем. Буквально на коленке создали некоммерческий проект, он называется mapit.kz – это карта экосистемы стартапов в Казахстане. В чем фишка? Любая школа стартапов – это коммерческий проект, который не будет упоминать своих конкурентов, мы же можем быть максимально объективными. Там перечисляются все школы стартапов, места, где есть гранты, конкурсы, есть список менторов, список ИТ-компаний, где ребята смогут проходить практику. Возможно, мы приблизимся и к тому, что сможем наставлять ребят, но пока это в стадии обсуждения.
- Вы начинали со студии по разработке сайтов и мобильных приложений. Как родилась идея создания сервиса Aviata.kz?
- Сначала был Ticketon. На определенном этапе я понял, что с точки зрения потенциала все, что сделано в Ticketon, приближается к техническому потолку, и я не вижу дальнейшего применения своих сил. Там нужна была больше сильная управленческая рука, которая будет совершенствовать операционные процессы.
В Aviata нас три соучредителя, один из которых из индустрии туризма. В то время, а мы запустились два с половиной года назад, он как раз искал человека, который имеет компетенцию в интернет-технологиях, мы договорились и решили вместе развивать бизнес.
- Расскажите, как выстроена ваша бизнес-модель? За счет чего вы получаете доход?
- Мы продаем билеты гораздо дешевле, чем уличные авиакассы, это преимущество информационных технологий. За счет мощной автоматизации мы не содержим большое количество персонала, которому нужно платить зарплату, который увеличивает риск ошибок, вызванных человеческим фактором. Авиакасса в месяц продает, допустим, 200-400 авиабилетов, с каждого билета им надо зарабатывать больше. Мы перевалили отметку в 20 тыс. билетов в месяц, нам уже не надо делать такую наценку.
- Почему купить билет у вас иногда дешевле, чем непосредственно на сайте авиакомпании?
- В целом это взаимодействие нескольких систем, нюансы поиска. Например, у авиакомпании собственные квоты уже выбраны, а у нас они еще остались. Мы берем масштабом.
- Люди перестают бояться покупать авиабилеты онлайн, многие уже оценили удобство и экономию. Все хорошо, если бы не девальвация. Как экономическая ситуация сказывается на вашем бизнесе?
– В принципе до печально известного августа у нас не было ни единого провального месяца. В зависимости от сезонности мы росли или чуть медленнее, или быстрее, но с октября 2013 года, с момента нашего запуска, мы росли. После девальвации был единственный провальный месяц – сентябрь. Затем мы опять увидели положительную динамику. Наша теория такова: рынок путешествий действительно начинает сужаться, но на сужающемся рынке возникает больший переток в онлайн, потому что люди начинают больше экономить, никто не хочет переплачивать. Нелогично идти куда-то за билетом и переплачивать за это 5-7 тыс. тенге, если все это можно сделать гораздо дешевле и не выходя из дома или офиса.
- На этом рынке девальвация может отразиться с запозданием. Для многих людей путешествия, авиабилеты становятся все более дорогим удовольствием. Не ждете спада к сезону отпусков?
- Тяжело строить прогнозы, все-таки мы надеемся сохранить положительную динамику за счет перетока от традиционных продаж к нам. Да, люди начнут экономить, но, возможно, они начнут летать ближе. Если раньше могли себе позволить отдыхать в США, то теперь будут летать в Грузию. Но в отпуск-то все равно хочется.
- В Казахстане, не считая международных агрегаторов, есть еще несколько сервисов по продаже авиабилетов онлайн. Как вы конкурируете?
- По последней инсайдерской информации, мы лидирующее онлайн-агентство с разрывом от второго игрока в 30-40%.
Мы быстро выросли, сейчас готовимся к внутренним изменениям, чтобы не оказалось так, что после активного роста вдруг с компанией что-то происходит, не хватает пороха развиваться дальше. Где-то нам приходится ломать самих себя, чтобы выходить на международные рынки.
- Когда все-таки планируете выйти на зарубежные рынки?
- Пока конкретных дат нет, мы немного забуксовали. Это связано с тем, что, как оказалось, не во всех странах так легко, как у нас, зарегистрировать юридическое лицо. Это единственное, что нас сдерживает от реального старта. В остальном все процессы у нас отлажены, уже есть договоренности и с локальными партнерами, и с платежными системами.
- Там вам будет сложнее конкурировать с международными системами, такими как Skyscanner, например.
- Есть ряд задумок, но мы, конечно, понимаем, что легко не будет. Мы не хотим, чтобы это выглядело как будто мы случайно попали в этот бизнес. А тот же Skyscanner не смог запретить вырасти таким игрокам, как Kayak, российский Aviasales, который тоже вышел на зарубежные рынки. Это конкурентное поле, где-то кто-то быстрее развивает одну технологию, кто-то другую. За счет постоянного развития технологий и происходит поднятие в рейтинге.
- Сейчас вы сфокусированы только на проекте Аviata. От дел в Ticketon вообще отошли?
- Да, у меня даже был публичный пост по этому поводу на «Фейсбуке». Там я остаюсь соучредителем, но не участвую в операционной деятельности. Я понял, что для меня важен вопрос фокуса. Надо быть сфокусированным на одной идее, думать о своем проекте в автомобиле по дороге домой, в душе, ложась спать – только тогда получается по-настоящему сконцентрироваться.
- Что будет с Ticketon, когда кинотеатры запустят свои сервисы по онлайн-продаже билетов?
- Это будет немного неправильно со стороны кинотеатров, это не их основная компетенция. Это все равно что, если бы кинотеатр самостоятельно начал строить вокруг себя торгово-развлекательный центр, чтобы привлекать себе дополнительных клиентов. Каждый должен заниматься своим делом. Кинотеатры могут тратить на это время и ресурсы, но это очень дорогостоящее удовольствие. Ticketon в свое время запустился и развивался только за счет экономики масштаба, это низкомаржинальная тема.
Для нашего сервиса это не представляет никакой угрозы, сейчас кинотеатры составляют меньше 30% общих продаж.
- Алексей, у меня складывается ощущение, что скоро вам станет тесно в рамках только одного проекта и повторится ситуация с Ticketon, когда вы почувствовали, что достигли потолка. Есть ли какие-нибудь соображения по запуску новых проектов?
- Пока я считаю, что у Aviata есть потенциал и в рамках нашего рынка, и за его пределами. Есть мысли, но они скорее пока просто в фоновом режиме. Есть понимание, что медицина сейчас очень темная материя, но я туда не пойду, это другая сфера. Недавно Марк Цукерберг заявил, что начинает у себя дома строить систему искусственного интеллекта, как в фильме «Железный человек». Это основы. Есть вещи, которые искусственный интеллект может делать лучше. Например, диагностику заболеваний. Сейчас много ошибок происходит именно из-за человеческого фактора, а это может привести к серьезным последствиям. В мире столько новой информации, что даже самый интересующийся новыми разработками врач за всю свою жизнь не сможет это все проанализировать, а компьютер в идеале это должен делать лучше. Начинаю присматриваться к этим вещам.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.