Умеренный рост ожидает индустрию самообслуживания
Банки становятся конкурентами специализированным терминальным компаниямЭксперты прогнозируют умеренный рост рынка терминалов самообслуживания в Казахстане. При этом для завоевания новых клиентов терминальным сетям и банкам, предлагающим аналогичные услуги, необходимо предлагать такие преимущества, как скорость обслуживания, простота интерфейса, удобное расположение терминалов и постоянное расширение услуг.
Когда-то в далеком 1939 году американский изобретатель Лютер Джордж Симиян предложил идею машины, которая бы осуществляла платежи по разным финансовым операциям. Тогда это изобретение не особо получило популярность. Однако позже около 20 компаний подхватили эту идею и запатентовали ее. Позже в небольшом городке в Штатах установили парочку таких терминалов, но и вновь популярными они не стали. Причиною тому было то, что народу было непривычно отдавать свои деньги в какую-то железную коробку, привычнее пойти в банк и осуществить финансовую операцию.
Лишь в 1967 году в Лондоне интерес к терминалам возобновился. Создатели изготовили терминал, которые умел принимать деньги и осуществлять некоторые финансовые операции. Этот год и стал началом эры терминалов самообслуживания.
Однако сегодня рынок терминалов самообслуживания растет огромными темпами. В своем докладе «Глобальный рынок технологий самообслуживания 2014-2020» американская консалтинговая компания Allied Market Research прогнозирует, что объем рынка индустрии самообслуживания достигнет $31,75 млрд уже к 2020 году, сегмент киосков покажет наибольший рост. При этом спрос на устройства самообслуживания возрастет в целях удовлетворения потребности клиентов и снижения издержек на персонале и ручном труде.
По данным исследователей, технологии самообслуживания постепенно трансформируют процесс взаимодействия с клиентами, создавая оптимальные стандарты предоставления услуг. Системы самообслуживания являются своего рода технологическими интерфейсами, которые позволяют клиентам приобретать товары или пользоваться сервисами, независимо от участия обслуживающего персонала.
Основными отраслями ранка самообслуживания являются: банковская сфера, здравоохранение, розничная торговля и вендинг. Спрос со стороны этих отраслей в первую очередь обусловлен необходимостью обеспечения более полноценного и удобного предоставления услуг клиентам и оптимизации стоимости этих услуг. Эти автоматизированные системы предлагают экономически выгодные решения за счет сокращения ручных задач, которые в конечном итоге сводят к минимуму человеческий фактор, обеспечивая быструю и безукоризненную работу. Кроме того, постоянные технологические новшества, такие как беспроводная связь, дистанционное управление, будут способствовать росту рынка.
На вендинг-сегмент пришлось более половины (58%) мирового рынка систем самообслуживания в 2014 г. Банкоматы стали второй по величине бюджетообразующей технологией в 2014 году, как ожидается, эту сферу ждет рост в 8,29% в течение прогнозного периода. Киоски самообслуживания, имеющие в настоящее время, по прогнозам, будут самым быстрорастущим сегментом в анализируемом периоде.
О Казахстане
Владимир Ким, директор QIWI Kazakhstan (крупнейшего игрока на терминальном рынке с порядка 15 тыс. терминалов) считает, что сейчас рынок терминалов очень насыщен и в количественном, и в качественном выражении. По его словам, появилось много новых игроков, а терминальной сетью охвачены даже самые отдаленные уголки Казахстана.
«Аппаратное и программное обеспечение также не сравнится с тем, с чем мы работали лет пять назад. Я думаю, что в ближайшем будущем сильного роста в этом направлении ожидать не стоит, так как насыщенность рынка платежных терминалов близка к своему максимуму», - подчеркнул глава QIWI Kazakhstan.
С этим согласен и Ильдар Мухамеджанов, директор департамента маркетинга АТФБанка.
«Наш прогноз по рынку внебанковских платежных терминалов в масштабе Казахстана – умеренное развитие. Мы не ожидаем значительного роста количества терминалов, в том числе и по причине высокого срока их окупаемости из-за низкой плотности населения в целом», - пояснил Ильдар Мухамеджанов.
При этом он предостерегает о том, что в отношении платежных терминалов нецелесообразно повторять ситуацию, которая в настоящее время существует с банкоматами, когда в одном торгово-развлекательном центре в ряд установлено от 5 до 15 АТМ различных банков.
«Считаем, что в настоящее время рынок платежных терминалов Казахстана находится в стадии зрелости. В дальнейшем будет производиться лишь укрупнение уже зарекомендовавших себя крупных игроков, которые хорошо знают этот рынок и его принципы», - пояснила заместитель председателя правления Банка Астаны Юлия Ким.
Финансовые институты становятся конкурентами специализированным терминальным компаниям.
«Банки сейчас очень активно выставляют аппараты самообслуживания в своих отделениях, и это хорошо, так как у пользователей должен быть выбор. Здоровая конкуренция полезна как для терминального рынка, так и для экономики страны в целом», - отметил Владимир Ким.
Однако, подчеркнул он, выделяться можно и нужно за счет качественного предоставления сервисов и продуктов. При этом, уточнил он, понятие «качество» в данном случае должно включать в себя скорость обслуживания, простоту интерфейса, удобство терминалов, новизну продуктов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.