Искусство против кризиса
Особенности эстетического инвестированияЕще в 1915 году, ровно 100 лет назад, один из самых преуспевающих британских прозаиков Сомерсет Моэм в романе «Бремя страстей человеческих» написал: «Деньги – это шестое чувство, без которого остальные пять бесполезны!». К сожалению, автор гениального афоризма не пожелал рассуждать о том, куда свои кровные лучше всего инвестировать. Зато на данный вопрос не раз отвечали современные аналитики, предлагая достаточно внушительный список. Первое место invest-рейтинга по праву отдано недвижимости, вторую и третью строчки занимают вложения в реальный бизнес и банковские депозиты. Далее в хаотичном порядке: инвестиции в ПИФы (паевые инвестиционные фонды) и в интернет, в ОФБУ (общие фонды банковского управления) и хедж-фонды, в золото и драгоценные металлы, а также в собственную внешность, здоровье и образование. Не менее выгодны, как утверждают эксперты, арт-инвестиции, особенно в сферу антикварного рынка и изобразительного искусства.
По данному пути можно пойти несколькими тропами. Первая и наиболее удачная из них – это зарегистрироваться в списках и принять участие в аукционе, где каждый из представленных лотов, несомненно, имеет высокую художественную ценность и сертификат подлинности (экспертное заключение). Другой верный способ – это совершать покупки на художественных выставках и вернисажах. Но здесь есть пара важных нюансов. Во-первых, выставка выставке рознь и отнюдь не каждый художник, чьи произведения экспонируются даже на самых престижных арт-площадках, будет в дальнейшем удостоен увековечения своего имени. Кроме того, в чрезвычайно обширном списке достойных авторов необходимо сделать ставку на наиболее перспективного. И чтобы не ошибиться, мало обладать хорошим вкусом, здесь надо быть подкованным во многих вопросах современного арт-рынка, обладать тонким чутьем, а еще лучше быть коллекционером, дилером и искусствоведом в одном лице. Ну а иначе как же определить, хороший перед нами художник или не очень, можно ли в него вливать определенные вложения или овчинка выделки не стоит? Выход есть. Можно обойти все трудности, вызванные вторым путем, и обратиться сразу к первому, то есть принять участие в художественном аукционе.
В мире немало ведущих аукционных домов, таких как британские Sotheby’s и Christie’s, а также российский «Гелос», от авторитетного мнения которых зависит многое – и ассортимент актуальных сегодня предметов искусства, и определение стоимости самого арт-объекта. Именно здесь организовываются большие торги, по результатам которых словно по прецеденту можно сделать финансовый анализ и судить о международном порядке цен.
Кроме того, теперь и казахстанская арт-арена может смело доверять экспертам отечественного аукционного дома «BonArt». К слову, с 2011 года «BonArt» зарекомендовал себя как единственный действующий в республике международный аукционный дом, работающий между Алматы, Киевом и Москвой. Соответственно, и произведения искусства, принимающие участие в торгах, поступают из частных коллекций не только Казахстана, но и России и Украины. Данный момент чрезвычайно важен в контексте сферы деятельности казахстанских коллекционеров и в вопросах формирования государственных закупок, ведь многие из когда-то ушедших из страны произведений благодаря работе аукционного дома возвращаются на родину.
Сами торги проходят два раза в год – весной и осенью в экспозиционных пространствах Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева. Здесь же располагается офис аукционного дома и, соответственно, отбор и оценка лотов происходит в тесном контакте с научными сотрудниками Кастеевки. Это, как вы понимаете, дорогого стоит, ведь на каждое мероприятие отбираются произведения высокого коллекционного качества и, непременно, музейного уровня.
Кроме того, каждое произведение предаукционной коллекции каталогизируется, то есть, по сути, проходит официальную регистрацию в печатном издании со всеми необходимыми библиографическими, биографическими и прочими сведениями. Здесь же, в каталоге, обязательно фиксируется стоимость лота, которая станет стартовой во время торгов. К слову, цена каждого лота прописана и в этикетаже, что говорит о непоколебимой прозрачности деятельности аукционного дома.
В этом году предаукционная выставка насчитывает 109 лотов и представляет такие сегменты, как западноевропейская школа живописи, русские художники и изобразительное искусство Казахстана XIX-XX веков. Экспозиция знакомит с произведениями выдающихся казахстанских художников: Молдахмеда Кенбаева, Салихитдина Айтбаева, Гульфайруз Исмаиловой, Евгения Сидоркина, Урала Тансыкбаева, Сабура Мамбеева и многих других, чьи имена в своей коллекции сегодня считает за честь иметь каждый уважающий себя коллекционер. Топ-лоты выставки – это такие ярчайшие имена, как Рихард Зоммер, Сергей Юдин, Абильхан Кастеев, Сергей Калмыков. Кроме того, посетители выставки смогут насладиться творчеством и других именитых мастеров, а также воочию увидеть акварели и гравюры на тему быта и традиционного костюма казахов XVIII-XIX веков, оригинальные карты XVII-XIX столетий региона Средней Азии, прежде чем все эти шедевры попадут в частные владения. Ну а изюминкой новой коллекции аукционного дома BonArt стали гравюры Дюрера и Рембрандта!
Выставка уже открыта в зале периодики музея Кастеева, где по ее окончании, 22 ноября состоятся аукционные торги.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.