Ретроавтомобили: новый взгляд на старое
На сегодняшний день в Казахстане более 10 ретроклубовРетроавтомобили – целая история прошедших поколений. Это как рассматривать старые выцветшие фотографии, узнавая своих прадедов и дедов. Ретро – это то же искусство, особенное хобби. Это необычно, интересно и настолько же естественно для многих, как ходить в музей или интересоваться историей. На сегодняшний день в Казахстане есть более 10 ретроклубов, регулярно проводятся выставки и все больше молодежи увлекаются ретротехникой. Что такое ретроавтомобили и кто занимается их реставрацией, выяснял корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz».
Есть очень большое количество определений ретроавтомобиля, но в частности к классическому причисляют любую сохранившуюся либо отреставрированную старинную машину. В других случаях ставят ограничения, как, например, по версии Concours d’Elegance или The Classic Car Club of America, ретроавто считают машины до 1948 года. А, например, советские и европейские автомобили по правилам определяют как ретро до 1985 года выпуска, то есть выпущенные более 30 лет назад. В Европе для таких автомобилей используют специальные термины – олдтаймер (до 1950-х) и янгтаймер (с 1950 до 1980-х годов). В свою очередь американские автомобили причисляют к ретро до 1995 года выпуска.
Первый в Алматы ретроклуб «Гармония» появился в начале 2000-х годов. Активисты клуба занимались восстановлением машин еще в советское время, но заявить о себе официально получилось лишь к началу ХХI века. В 2013 году появился клуб Old time, который представляет в основном более молодое поколение. Около полугода назад организовался клуб «Братство волговодов», участники которого увлекаются машинами марки «ГАЗ 21», «ГАЗ 24», «Победа», «Волга», «Чайка». Кроме них в Алматы есть такие клубы, как «Американская классика», клубы джиперов. Большое движение ретроавтолюбителей есть в Караганде, Таразе, Шымкенте и Астане.
«Стоит отметить, динамика развития хорошая. В начале 2000-х был один официальный ретроклуб и более 10 частных коллекционеров, а к сегодняшнему дню уже больше 10 автоклубов, а частных коллекционеров – сотни. Многие за этот период с 2000-х создали довольно крупные коллекции, которые никому не показывают. Они стоят у них в гаражах, в ангарах. Десятки автомобилей – уникальные, со всего мира», – рассказывает Илья Малков, координатор мероприятий по объединению клубов ретротехники Алматы.
В начале 2000-х годов основной аудиторией увлеченных ретроавтомобилями были взрослые люди, на сегодняшний день они являются лидерами во всех движениях и проектах, а большую часть ретроавтолюбителей составляет молодежь. В городе Алматы есть более 10 гаражей, в которых занимаются реставрацией ретротехники. Они представляют собой одновременно дизайн-бюро, склад и музей.
Есть несколько видов реставрации ретроавтомобилей: восстановление в оригинале до первоначального вида и репликация – установка новых деталей на старые машины, тюнинг двигателя, изготовление нового автомобиля, внешне копирующего известный ретрокар, или имитация ретро на внешнем виде современной машины.
Наибольшей сложностью при реставрации ретроавтомобилей является поиск необходимых запчастей. Очень многие найти практически невозможно или же очень дорого. В Казахстане нет определенной инфраструктуры, есть только несколько специализированных магазинов, где можно приобрести необходимую запчасть. Также найти их можно и в гаражах.
А в основном люди используют американские и японские сайты, заказывают из России, Европы, США и других стран. На Украине, например, есть целые мини-фабрики, где изготавливают запчасти на заказ. «Вот человек собрал машину в оригинал, ему будут нужны хромированные детали. А они должны быть идеальны. Он посылает их либо в Питер, либо на Украину, а потом ждет обратно. Так получается дешевле и качественнее. То же самое касается резины, уплотнителей и пластмассы», – рассказывает Илья Малков.
Отреставрированную машину можно и продать. Но здесь, бывает, возникают сложности, например, утерянные документы или номера, сложно оформить реплику.
Свой ретроавтомобиль можно также выставлять на разных мероприятиях. Тематические выставки проводятся с конца 90-х годов. Одной из самых крупных до 2008 года была выставка на «Атакенте». Затем в течение нескольких лет было затишье, и лишь в 2014 году мода на ретромашины вновь начала завлекать автолюбителей.
Одним из самых крупных ретроавтошоу уже несколько лет подряд является выставка Villa Retro Car. В 2014 году в ней участвовало 15 машин, в 2015 году количество участников увеличилось – 42 машины.
Кроме этого, активисты движения проводят блиц-выставки, например, в прошлом году было проведено 10, более 20 машин каждый месяц стояли в разных местах – на Арбате, у ТРЦ MEGA, в ЦПКиО им. Горького и в других. А крупным и ожидаемым событием в жизни ретроавтолюбителей будут первые соревнования по ретротюнингу в рамках ретровыставки в октябре этого года.
Активным участником и организатором выставок является Вануш Товмасян – бывший известный казахстанский автогонщик. Когда из-за травмы в 2006 году ему пришлось уйти из автоспорта, он серьезно увлекся реставрацией и коллекционированием ретроавтомобилей. На сегодняшний день коллекцию Вануша составляют около 20 машин разных моделей.
«Мое увлечение началось с английского Mini Cooper в 1997 году, наверное. Как-то раз я увидел его по дороге домой, он стоял у обочины – маленький и черный, как оливка. Владельцем был молодой человек, который специально привез Mini Cooper из Германии для реставрации. Но мне удалось убедить его, что это стоит больших денег, и я выкупил у него машину за 1000 долларов. Я отремонтировал Mini Cooper и покрасил в красный цвет. Он стал как игрушечный. И вот так я заинтересовался этим. Со временем купил еще несколько Mini Cooper и отреставрировал. У меня получилась маленькая разноцветная коллекция», – рассказывает Вануш Товмасян.
Сегодня в его коллекции в основном советские машины, потому что, как считает бывший автогонщик, у автомобилей времен СССР более интересная, насыщенная история, чем у иномарок.
По его словам, заказывать у кого-то реставрацию очень дорого, поэтому пришлось учиться все делать самому, вместе с отцом. «Я люблю каждую свою машину. Как-то мне нужно было продать «Фольксваген Жук» 1980 года выпуска, я до сих пор об этом жалею. Я работал над ним три года и вложил около 10 тыс. долларов, а в итоге продал только за 2 тыс.».
Ретрокультура сейчас стала мировым трендом. В Казахстане ретродвижение пока еще в тени, и только сейчас государство постепенно начинает их поддерживать. У нас нет музеев ретротехники, в то время как в России их сотни, нет централизованных магазинов и заводов по изготовлению запчастей, и развивать это направление достаточно тяжело и дорого. Но есть увлеченные коллекционеры, есть уже большое число клубов и постепенно эта отрасль развивается. Ретроавтомобили – это эстетика, красота и история, они очень сильно отличаются по дизайну и форме от новых поколений машин, и люди любят их.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.