Казахстанский средний бизнес на грани банкротства
Помимо свободного курса нацвалюты, на него давят налоговые службыБольшинство контрактов в казахстанских бизнес-проектах заключаются в долларах, и это, судя по жалобам самих предпринимателей, может привести к негативным последствиям не только в экономической, но и в социальной сфере.
«Сейчас происходит игнорирование тенге. Едва ли не все контракты с арендодателями заключаются в долларах. Я от лица всех коллег-ритейлеров могу заявить, что если эта ситуация не будет исправлена, то мы получим ситуацию, когда десятки тысяч сотрудников можно будет смело относить к социально незащищенным слоям населения. Потому что они просто начнут терять рабочие места. Многие из них - студенты, приезжая молодежь. Если ничего не решится, то уже к Новому году получим социальные проблемы – безработицу, напряженность в обществе и рост преступности», - сказал президент Ассоциации ритейлеров Казахстана Василий Горевой в ходе общественных слушаний, организованных региональной палатой предпринимателей, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
Схожая ситуация сложилась не только в розничной торговле. Так, по словам финансового директора AB Restaraunts (сеть ресторанов) Рустема Тасмуканова, около 85% их контрактов также заключены в долларах. К тому же это долгосрочные контракты, но и без этого ясно, что значительную часть сырья казахстанские рестораторы закупают за рубежом. К этому прибавилось еще и падение покупательской способности казахстанцев. «Люди стали меньше ходить в рестораны», - сказал Рустем Тасмуканов. Он, как и его коллега из ритейла, также добавил – сейчас едва ли не основной задачей стало сохранение рабочих мест.
То же самое в строительном бизнесе. Как сказал финансовый директор ТОО «Казахстан Электро» (компания сейчас является подрядчиком у государства, в частности через фонд «Самрук-Казына») Дос-Али Абдуллаев, по многим контрактам от 30 до 70% финансовых средств уходит на покупку импортного оборудования, сырья и материалов. «Потому сейчас мы вынуждены говорить не о маржинальности, а об убыточности тех проектов. При этом у нас есть обязательства перед заказчиками их исполнить. Какой выход? Мы, казалось бы, вынуждены отказываться от этих контрактов, но в результате попадаем в список недобросовестных поставщиков как в рамках закона о госзакупках, так и в рамках правил закупок «Самрук-Казына». Стало быть, мы больше не сможем участвовать в тендерах. Мы, я думаю, не одни такие. Многие наши коллеги с этим столкнулись и теперь вынуждены обращаться к заказчикам, чтобы пересмотреть бюджет этих проектов. Но заказчики, получается, тоже заложники ситуации. У них есть свои обязательства по исполнению этих проектов, которые были озвучены на уровне руководства страны. Но, откажись мы, вряд ли кто-то согласится работать в текущих условиях», - рассказывает Дос-Али Абдуллаев. Потому в компании просят государство пересмотреть бюджеты некоторых проектов. Возможно, отказаться от непрофильных проектов, сосредоточиться на особенно важных. Тогда, считают в компании, у заказчиков появится возможность увеличить стоимость контрактов. «Если же ситуация не будет всеми решаться с участием всех сторон, то все кончится печально: сократится штат строительных компаний, усилится социальная напряженность», - вслед за коллегами подчеркивает финдиректор «Казахстан Электро».
К этому всему прибавляется давление со стороны налоговых служб. Департамент госдоходов по Алматы, судя по словам ряда предпринимателей, настаивает на увеличении объемов подаваемых в декларациях доходов. В ведомстве этот факт не отрицают. «Было требование увеличивать доходы после хронометражного обследования», - сказал в ходе общественных слушаний руководитель Управления разъяснительной работы Департамента госдоходов по Алмате Едил Азимшайык.
Кто виноват?
Арендодатели, на подход которых сетовали ритейлеры, также ссылаются на свое зависимое положение. Представитель TS Development Игорь Исмагулов говорит: «У нас есть долларовые кредиты перед банками. Если мы не платим, то попадаем в дефолт перед банком. Если же банк делает поблажки, сдвигает сроки по платежам, то это не решает проблемы. Мы обратились в акимат о возможности субсидирования ставки, но получили отказ. Так что мы пришли к такой ситуации, что либо мы доведем арендаторов до того, что они уйдут из ТРЦ, либо мы сами окажемся в состоянии дефолта. Здесь, стало быть, речь идет о третьей стороне – о банках. И о помощи государства, которая в данном случае необходима».
Фонд «Даму», который договаривается с банками о субсидиях, в данном случае бессилен. По словам Андрея Романова, директора алматинского филиала «Даму», вопрос субсидирования арендных кредитов фондом на данный момент не решается.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.