Дымовая завеса
Производители табака уходят в овощеводствоВ Чиликском районе Алматинской области располагаются обширные плантации по выращиванию табака, которые сохранились, несмотря на развал Союза, и функционируют по сей день.
Четыре западные транснациональные компании – Philip Morris International (Parliament, Marlboro, L&M и др.), Japan Tobacco International (марки Camel, Winston и др.), British American Tobacco (Kent, Vogue, LuckyStrike и др.) и Imperial Tobacco (Davidoff, West и др.) разделили казахстанский рынок между собой. В связи с этим местное производство сигарет в Казахстане никак не налажено, компании практически полностью покрывают весь спрос отечественного рынка.
Согласно маркетинговым исследованиям Direct Mail Kazakhstan, «на рынке Казахстана в последние годы сигареты большей частью произведены транснациональными табачными компаниями и их региональными представительствами», в то время как отечественные производители как таковые до сих пор отсутствуют.
Однако до недавних пор казавшийся налаженным процесс между компанией-закупщиком и фермером дал сбой. Производители, занимавшиеся выращиванием табачной культуры, стали постепенно переориентироваться в другие, менее трудоемкие области, например, в овощеводство. Тем самым вынуждая компании приобретать недостающие объемы за счет зарубежных поставок.
«В отличие от British American Tobacco Philip Morris и JTI имеют местные производственные мощности в Алматинской области Казахстана. Обе компании очень хорошо укрепились в Казахстане, осуществляя специальные социальные программы местного характера для своих сотрудников и местного сообщества», – говорится в отчете Direct Mail Kazakhstan.
Ориентация: север
За прошлый год Казахстан экспортировал табачного сырья в стоимостном выражении всего на $0,2 млн, в то время как импорт составил $56 млн (1/5 часть из которого приходится на страны ТС). Остальными странами, ввозившими табачное сырье в РК, стали Бразилия и Индия, но их доля не так значительна: $14,5 млн и $6,3 млн соответственно.
Россия и Беларусь по-прежнему остаются лидерами по импортным показателям как табачного сырья, так и самих сигарет в целом. Согласно статданным комитета МНЭ РК за 2014 год, импорт сигар и сигарет из табака из этих стран в долларовом эквиваленте составил $105, 4 млн, общий объем импорта достиг отметки в почти в $120 млн. Нужно отметить, что казахстанский импорт в основном направлен в страны Центральной Азии. Более 50% от импорта принимает на себя Кыргызстан с показателем в $51,7 млн за прошлый год. За ним следует Монголия с $19,6 млн за вышеуказанный период.
«Несмотря на то, что в Казахстане есть два завода по производству сигарет, тем не менее доля завозимых сигарет в страну значительна – около 35-40% от общего размера рынка. Основной объем ввозимой табачной продукции поступает из России», – комментирует Максим Литвин, генеральный директор British American Tobacco Trading Kazakhstan.
Компания оценивает общий объем рынка табачной продукции в Казахстане в 2014 году в 1,3 млрд пачек (26,8 млрд штук сигарет). Налоговые отчисления табачной отрасли также внушительны: общая сумма налоговых выплат табачных компаний за 2014 год составила порядка 100 млрд тенге, что на 42% больше, чем в предыдущем году (около 70 млрд тенге).
По оценкам JTI, в 2014 году в Казахстане было продано около 26,5 млрд штук сигарет, примерно 77% из них пришлось на два крупнейших игрока, владеющих собственными фабриками в Казахстане. «По сути, наша фабрика в Алматинской области – экспортный центр. Примерно две трети ее отгрузок идет на казахстанский рынок, остальное – в страны Центральной Азии (в основном в Кыргызстан и Монголию)», – отмечают в JTI.
В прошлом году в структуре топ-30 крупнейших налогоплательщиков РК третье место заняли компании по производству и продаже табачных изделий с совокупным показателем в 60,95 млрд тенге. Их опередили нефтяная отрасль и отрасль по добыче и переработке полезных ископаемых.
Всех под один техрегламент
Вступление Казахстана в ЕАЭС повлекло за собой пертурбацию на всем рынке, включая и табачный. Мнения о пользе и влиянии на рынок нового союза разделились. Так, по словам эксперта Евгения Тищенко, по-прежнему остается открытым вопрос регуляции тарифов между странами-участницами.
«Страны-участницы сняли границы таможенного контроля внутри союза. В таких условиях ценовые перепады внутри страны или у ее соседей манят контрабандистов легким заработком на разнице в ценах при относительно невысоких рисках. При этом пресекать контрабанду дешевых сигарет станет сложнее, когда различия в пачках сведутся к минимуму после вступления в силу Технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию в мае 2016 года. Один из самых эффективных методов, способных удержать ситуацию в рамках, – это постепенная гармонизация акцизов между странами внутри Евразийского экономического союза, чтобы не толкать курильщиков к поиску более дешевой нелегальной продукции. Государства ведут переговоры о гармонизации акцизных ставок не первый год, но волна девальваций в 2014 году и начале 2015 года затруднила прогнозирование многолетнего уровня ставок, который должен учитывать изменение покупательской способности населения», – отмечают в JTI.
Напомним, что еще в конце октября 2012 года российская сторона выступила с инициативой согласования мер по установлению ставок акциза на табак и алкоголь на территории ТС и Единого экономического пространства. «Исходя из решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, стороны согласились с идеей гармонизации и выработали предложение о поэтапном установлении минимальной ставки табачных акцизов до 45 евро (около 9000 тенге) к 2020 году с предельными отклонениями в большую и меньшую стороны. Таким образом, и без всякой размытости границ вопрос не урегулирован на стадии гармонизации тарифов и изъятий», – говорит Евгений Тищенко.
Другой спикер – Максим Литвин – утверждает, что «в целом общий рынок ЕАЭС формирует единые правила для торговли государств – членов союза. Компании снижают свои финансовые, транспортные и другие издержки, сокращается время на доставку продукции ввиду упразднения таможенного оформления, что позитивно сказывается как на компаниях, так и на бизнес-климате в целом».
Новый техрегламент, который устанавливает единые технические требования к табачной продукции, вступит в силу с 15 мая будущего года. Пока же в течение еще приблизительно 18 месяцев все страны – участницы ЕАЭС должны будут перейти к производству и реализации табачной продукции по единым требованиям.
Сейчас проблем на рынке несколько: высокие акцизы на продукцию табачных фабрик, антитабачные кампании и наличие серого рынка, в особенности в северных регионах страны. Причиной такого положения дел эксперты считают прозрачность границ между странами ТС. Кроме того, за счет разницы в валютных курсах и себестоимости производства борьбу с нелегальным рынком можно наладить гармонизацией акцизных ставок.
«В связи с падением рубля стоимость отдельных марок сигарет в России стала ниже минимальной розничной цены в Казахстане, которая составляет 200 тенге за пачку, почти на 30-40%. В северных регионах республики, расположенных на границе с Россией, уже зафиксированы случаи нелегальных продаж табачной продукции, маркированной российскими акцизными марками», – говорит Литвин.
Организовать переток
Прогнозы экспертов в отношении табачного рынка в целом оптимистичны. Благодаря сохранению прежних объемов потребления и налаживанию объемов через северного соседа рынок будет расти на 10-12% в год. Рост будет происходить за счет крупных игроков на рынке, а гармонизация акцизных ставок на табачную продукцию благосклонно повлияет на его развитие.
«По нашему мнению, соглашение о гармонизации акцизных ставок на табачную продукцию, согласно которому к 2020 году акцизы на сигареты в странах ЕАЭС должны будут выровнены с учетом паритета покупательной способности, будет способствовать предупреждению и искоренению нелегальных перетоков контрабандой табачной продукции между странами ЕАЭС», – подтверждает Максим Литвин.
Direct Mail Kazakhstan также придерживается радужных прогнозов относительно табачного рынка, утверждая, что « в периоде до 2017 года предполагается, что продажи сигарет в Казахстане будут неизменно возрастать, несмотря на постоянно ужесточающиеся законы со стороны государства. Причинами служат улучшение экономики РК и рост покупательной способности населения».
При нынешнем положении дел казахстанский рынок по сравнению с другими остается привлекательным. И дело не только в емкости рынка, но и в том, что отечественное производство, которое в случае его существования могло бы составить хоть малую конкуренцию международным гигантам, отсутствует.
Если говорить о девальвации, то в валютных союзах никто еще конкурентные девальвации не исключал. Конечно, труднее всего приходится предпринимателям, действующим в приграничных районах. В областях же, непосредственно не граничащих с РФ, все более-менее вписывается в нормальную картину, так как производство ориентировано на внутренний рынок. Девальвация рубля самым положительным образом повлияла на закупку более дешевого оборудования и упаковки. Другая проблема в сжимающихся объемах тенговой ликвидности. Вот это реальная проблема. Например, 11 предприятий легпрома не могут получить кредиты на пополнение оборотных средств.
Но опять же амбивалентность ситуации заключается еще и в том, что, по опросу того же Национального банка, в декабре прошлого года число предпринимателей, положительно оценивающих эффект российской девальвации, выросло вдвое, так что, как говорится, a contrario (доказательство от противного).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.