Почему наш бизнес недоволен условиями содержания в ЕАЭС?

Топ-менеджмент НПП «Атамекен» написал безрадостную картину

Топ-менеджмент Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» сегодня в Астане подвел промежуточные итоги существования нашей страны в рамках Таможенного и Евразийского экономического союза. Оптимизм, мягко говоря, был сдержанным. Все больше звучала критика отдельных позиций ЕАЭС, недостаточно активная работа наших госорганов по отстаиванию интересов отечественного бизнеса, а также опасения в связи с всеобъемлющим российским лобби, которое оказалось очень трудно превозмочь.

Поначалу, как заметили спикеры из НПП, несмотря на присоединение нашей республики к теоретически весьма привлекательному с точки зрения ведения бизнеса Таможенному союзу, на практике все обстоит не так безоблачно, как порой декларируется с высоких трибун. К сожалению, казахстанская таможня до сих пор пребывает в своеобразном режиме «таможни для правительства».

«Это, конечно, куда лучше «таможни для таможни», однако недостаточно хорошо, если воспринимать ее идеальный вариант – «таможни для общества» или «таможни для бизнеса», – отметил директор Департамента таможенного администрирования НПП «Атамекен» Алихан Мамбеталин. 

«Увы, у нас еще таможня воспринимает самое себя как некий карательный орган, лишь преследующий цели взимания пошлин. Любопытно, что, когда об этом говорим мы, от лица НПП, наши госорганы слушают нас с неохотой. Когда же, как недавно на Астанинском экономическом форуме, об этом вещают делегаты от Всемирной таможенной организации или Таможенной службы США, их слушают совершенно по-другому, соглашаясь и делая выводы», – отметил он.

Основную проблему в таможенном администрировании между участниками ЕАЭС Алихан Мамбеталин увидел в колоссальной бюрократизации таможенного аппарата Евразийского экономического союза. Чиновники в наднациональном органе ЕАЭС постоянно воспроизводят все новые и новые таможенные инструкции, угнаться за которыми просто физически невозможно. И это притом, что в этой сфере уже существует 25 международных соглашений и 600 принятых решений в рамках Евразийского экономического союза.

«Особняком стоит проблема транзита европейских товаров через территорию Российской Федерации в Казахстан. С началом введения экономических санкций против России и ответных контрсанкций против европейских поставщиков, казахстанские предприниматели столкнулись с острой проблемой «добросовестного транзита» со стороны наших соседей, и это несмотря на то, что мы являемся партнерами по ЕАЭС», – посетовал Алихан Мамбеталин.

Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz  попросил привести конкретные примеры срыва транзитных поставок товаров из Евросоюза, предназначенных для нашей республики, но попавших в ножницы российских контрсанкций.

«Понимаете, это как в пословице: «паны дерутся, у холопов чубы трещат». Так, мы неоднократно сталкивались с препятствиями со стороны россиян в получении нашими предпринимателями своего законного товара из стран ЕС. Делалось это совершенно волюнтаристски: продукция необоснованно задерживалась, что приводило к ее порче и, как следствие, огромным убыткам для казахстанского бизнеса. К примеру, в зимний период нашими партнерами по ЕАЭС из России была задержана партия плодоовощной продукции из Польши, предназначенная для казахстанских бизнесменов. Соответствующие проблемы испытывала и мясомолочная продукция из Финляндии. Думаю, не стоит говорить, что плодоовощная продукция просто приходила в негодность», – рассказал директор Департамента технического регулирования НПП «Атамекен» Сергей Радаев.

По словам топ-менеджера нацпалаты предпринимателей, проблема существует еще и в том, что российские партнеры по ЕАЭС взяли на себя 87% разработки всей документации по экономическому союзу между нашими странами. Естественно, они вписали и вложили в букву Евразийского экономического союза исключительно выгодные им параметры и регламенты. Справедливости ради, Сергей Радаев признал, что подобный тотальный перевес в изначальной инициативе при разработке нормативно-правовой базы ЕАЭС был следствием естественных причин: большинство научных институтов еще со времен советского союза были сосредоточены на территории России, а не Казахстана или Беларуси.

«Поначалу кому-то могло показаться, что ЕАЭС постигнет судьба его предшественников в лице ЕврАзЭс или даже Содружества независимых государств (СНГ), но россияне в данном конкретном случае очень твердо выдержали свой интерес. Наши регулирующие органы оказались к этому не готовы и малоактивны», – добавил Сергей Радаев.

Между тем, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz задался простым вопросом: получил ли отечественный бизнес какую-то ощутимую выгоду от вступления страны в ЕАЭС, как, например, возможность поставлять свою продукцию на прилавки российских и белорусских магазинов? И если да, то какая это продукция?

«В основном, это конечно, наши крупные отечественные игроки, производящие зерно и добывающие не возобновляемые источники энергии, - ответил на наш вопрос глава Департамента техрегулирования НПП «Атамекен». – Что же, до среднего и малого бизнеса, то следует признать определенно невысокую конкурентоспособность нашего казахстанского сегмента. Ну, вот, я видел, в приграничных с Казахстаном российских областях наше «Деповское» молоко. Ну и еще «Шевроле» нашей отечественной сборки немного пошел: мы экспортировали 7 таких машин», – скромно заметил топ-менеджер.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤