Бизнес на тарелке

Франчайзинговые гиганты на казахстанском рынке ретейла

В последнее время иностранные франчайзинговые компании проявляют все больший интерес к местному рынку. Так, недавно стало известно, что мировой гигант фастфуд-индустрии, компания «Макдональдс», решила открыть в Казахстане свою сеть. Как сказано на официальном сайте компании, уже во второй половине будущего года «Макдональдс» откроет свой первый ресторан на территории Казахстана.

«Самая ожидаемая франшиза – это все-таки «Макдональдс». Выхода франшизы ожидали на протяжении долгого времени. Если он и заходит на рынок определенных стран, то лишь в качестве собственника. Нанимает персонал из местного населения, но это не означает, что компания продает франшизу как таковую. Официальный пресс-релиз, опубликованный на сайте компании, как раз и означает, что «Макдональдс» зайдет на рынок сам, без продажи своей франшизы кому-либо. Компания появится в качестве самостоятельного игрока. Все права, которые обычно франчайзер передает франчайзи, остаются у «Макдональдса». Зайти на рынок не означает продать франшизу», – объясняет Алексей Матвеев, генеральный директор Союза франчайзинга в Казахстане.

Стоит отметить, что в случае выхода на рынок компания станет значительным конкурентом для уже существующей франчайзинговой сети KFC, которая на протяжении нескольких лет существует на местном рынке. Как отмечает Матвеев, в случае прихода компании «Макдональдс» на казахстанский рынок у KFC могут возникнуть проблемы, так как доля клиентов, которая сейчас принадлежит KFC, может «уплыть» к американским гигантам.

«Представительство компании KFC в Казахстане является франшизой, пришедшей к нам из Голландии, а «Макдональдс», в свою очередь, – это не франшиза, а самый что ни на есть собственник. Получатся, что в случае появления на рынке такого гиганта, как «Макдональдс», KFC вполне может закрыться, так как вся клиентская база KFC окажется в «Макдональдсе». При этом KFC не может этого не знать. Но пока судить о том, насколько обострится конкурентная борьба между этими двумя компаниями, сложно», – говорит он.

Франшизы, предлагающие еду формата фастфуд, такие как KFC, Burger King и Pizza Hut, занимают свою рыночную нишу в Казахстане, но есть и такие компании, ожидание которых предполагается в ближайшее время.

«Думаю, что самые ожидаемые франшизы на сегодняшний день – это Starbucks и H&M. «Макдональдс» тоже очень ожидаем, компания уже объявила о своем приходе на казахстанский рынок. Существуют различные виды фастфуда и ресторанные сети, которые могли бы в Казахстане занять достойное место», – говорит директор департамента коммуникаций MEGA Management Алишер Еликбаев.

Также, по словам Еликбаева, у нас нет таких компаний, как Subway, – это одна из самых популярных сетей ресторанов в мире. Не хватает в Казахстане и компаний, которые специализируются на доставке блюд на дом, например, таких как Domino’s Pizza, очень популярной в мире, их отделения есть во многих странах. Существуют сети ресторанов более высокого класса, где предлагают здоровую пищу, где кормят более дорогими блюдами, а не фастфудом, такие как PizzaExpress,  – это не фастфуд, а популярный ресторан.

Есть такой японский бренд Uniqlo, его ждут достаточно большое количество людей, потому что одежда там доступная и модная. Также, по словам эксперта, есть достаточно большое количество английских брендов, которые еще не представлены в Казахстане, но людям очень хочется их здесь видеть, ведь они хорошего качества и по доступным ценам.

«Если Topman и Topshop уже есть, то River Island и French Connection еще нет, они бы смогли составить достойную конкуренцию. Испанские бренды у нас уже хорошо представлены, есть довольно большой портфель доступных испанских брендов», – отметил Алишер Еликбаев.

Список ожидаемых франшиз может меняться с годами, ведь в мире все нестабильно и появляются новые марки, популярность которых молниеносно разлетается по всему миру. По словам президента Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, объем казахстанского рынка франчайзинга к концу 2014 года может достичь отметки $2,7 млрд, в 2013 году этот показатель был ниже – $2,4 млрд.

Не мелкий бизнес

Франчайзинг в Казахстане больше ориентирован на бизнесменов, уже располагающих определенными средствами, чем на начинающих предпринимателей. Иностранные франчайзеры склонны опираться на мнение российских предпринимателей относительно Казахстана, так как местный рынок и его рентабельность изучены достаточно плохо. Сегодня франчайзинг в стране активно развивается пока в нише торговли и сети общественного питания, так как именно эти области априори являются наиболее окупаемыми. Производственных франшиз в Казахстане практически нет. Кроме того, представители МСБ не могут позволить себе перешагнуть пороговый барьер для входа в этот сектор.

«Компании, представленные на рынке, – это в основном предприятия, занятые в сфере фастфуда и ретейла. Я вообще не считаю ретейл традиционной франшизой, так как в нашем случае это просто передача имени. У местных компаний нет технологии, которая существует у основного франчайзера, то есть технологий ноу-хау, работы с персоналом, производств. Ретейл-франшиза больше похожа на то, когда франчайзи покупает определенные товары, при этом у него существует определенный график продаж. Как правило, роялти в таком случае нет, так же, как и первоначального взноса. Вся задача состоит в том, чтобы продать товар, который производит франчайзер», – считает Алексей Матвеев.

Производственный франчайзинг, как таковой, в стране пока не развит. Но стоит отметить, что именно он является показателем роста бизнеса. Именно такой вид франчайзинга сегодня является наиболее перспективным, с большим процентом окупаемости, так как в случае успеха компания сможет передать не только само имя или бренд, но и уникальную технологию. Что касается непроизводственной франшизы, то, конечно, она быстрее окупается, но и срок жизни, как правило, у таких франшиз меньше. Так, производственная франшиза может пережить своего основателя, в то время как непроизводственная не протянет и 10 лет.

Покупка успешно действующей франшизы может показаться выигрышным предложением, так как обеспечивает потенциальному франчайзи снижение рисков при входе на рынок, а также готовые решения в случае кризиса.

Как отмечают наши эксперты, сами компании-франчайзеры рискуют гораздо больше, нежели лицензиаты, так как компании не всегда удается адаптировать собственный бизнес под местное законодательство. К негативным моментам относятся трудность поиска надлежащего персонала, присутствие «серого» рынка и, как следствие, высокие риски.

Пожалуй, самой ожидаемой ретейл-франшизой для Казахстана является марка H&M, которая пока представлена на территории России. Компания, как и «Макдональдс», является самым ожидаемым игроком на рынке. Эксперты считают, что появление H&M отразится на рынке так же сильно, как и в случае с «Макдональдсом».

«Во франчайзинге нуждается компания, которая развивается, так как франчайзинг – это способ развития сети, – говорит Алексей Матвеев. – «Макдональдс» развился до таких монстровых размеров, что уже не нуждается в такого рода развитии, так же, как и H&M. H&M – это не франчайзинговая компания. Она не продает свою лицензию на бизнес. H&M – это «Макдональдс» в сфере ретейла, в сфере продажи одежды, это две компании одного уровня».

Одной из причин отсутствия этой компании на рынке является отсутствие лоббирования и продвижения Казахстана в качестве потенциального рынка. Но, по словам Матвеева, лоббирование еще не означает, что компания придет на рынок.

«Политика компании H&M такова, что если они видят перспективный рынок, то сами же и открывают там магазины. Нужно понимать, что есть Россия с населением 100 млн человек и есть мы с 17 млн. Когда мы официально вступим в ЕврАзЭС, вполне возможно, что те точки, которые уже присутствуют на российском рынке, плавно перетекут к нам, но вряд ли кому-либо удастся купить франшизу H&M, так как этой компании уже не надо развиваться. Она уже выросла», – говорит Алексей Матвеев.

Расширение географии

Несмотря на то, что на казахстанском рынке присутствуют сильные иностранные игроки, потенциал для увеличения рынка остается высоким. По словам Матвеева, так как в стране мало собственных качественных брендов, все больше казахстанских предпринимателей нацелены на развитие местного рынка и, соответственно, местного производства. Большая часть будущих франчайзеров нацелена на возможность скорого увеличения доли рынка, в которой они заняты, а также на расширение своего присутствия.

«Сейчас мы ожидаем больше открытия собственных брендов, чем иностранных, ведь франшиза – это когда ее собственник продает лицензию на ведение бизнеса, право на использование имени или бренда и использование ноу-хау, разработанные самой компанией. К нам все чаще обращаются наши собственные бизнесмены с просьбой открыть свой франшизный пакет, с тем, чтобы развивать сеть», – говорит Алексей Матвеев.

Как утверждает спикер, в скором времени на казахстанском рынке можно будет ожидать большое количество российских брендов, так как франшизы, успешно развившиеся там, постепенно будут искать новые каналы развития.

«Очень трудно говорить о том, удастся ли компаниям открыть бизнес по франшизе в условиях нынешнего состояния экономики. Топ ожидаемых франшиз можно ждать в случае, когда в стране ожидается рост экономики. Будущий год обещает эпохальное расширение франчайзингового рынка. Вот чего мы ожидаем, так это того, что у нас в стране будет наплыв большого количества франшиз, которые прописаны в России. В России неплохо развит рынок франшиз, их там очень много, причем они работают во всех сферах деятельности, начиная от самых малых и заканчивая ресторанами и ретейлами. Любой бренд, который сегодня существует на российском рынке, потенциально может зайти на наш рынок и развиваться уже тут», – подытоживает Алексей Матвеев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤