Бизнес для энтузиастов
Казахстанский рынок органического производства буксует на ухабах господдержкиИдея развития и распространения органического земледелия в Казахстане получила свой старт относительно недавно и только начала набирать обороты. В 2013 году объем рынка казахстанских органических продуктов оценивался в 95 млрд тенге, или около $51 млн. Согласно United States Agency for International Development (USAID), Казахстан занимает третье место в Центральной Азии по количеству земель (до 200 тыс. га, или 7%), используемых для органического земледелия. Первенство остается за Китаем, который использует около 1,4 млн га, или 55%, своей площади в качестве посевных полей для органического производства. Порядка 16% местного органического производства уходит на экспорт.
Что касается мирового объема рынка, согласно прогнозам IOFAM, уже в 2015 году рынок органических продуктов в мировом охвате достигнет $90 млрд, а к 2020 году возрастет до $200 млрд. Основное потребление (96%) придется на страны ЕС и США. Органическая продукция в последние годы является востребованным товаром на всех мировых рынках. Несмотря на всеобщее внимание к органическому земледелию и производству в мире, казахстанские производители пока только развивают эту новую отрасль АПК. Сегодня на долю потребления органических продуктов в Казахстане приходится около 0,1% от всех потребляемых продуктов в стране.
По мнению Вадима Лопухина, исполнительного директора республиканского общественного объединения «Ассоциация органического земледелия», сектор органической продукции в Казахстане находится на начальной стадии, но уже получил неплохое развитие. «Органическое земледелие и производство органических продуктов в Казахстане, конечно, развивается, но пока медленно. Внутренний рынок органической продукции начал формироваться около двух или трех лет назад и говорить о каких-либо существенных изменениях пока рано. Сегодня разрабатываются различные программы по восстановлению залежных земель и повышению продуктивности пастбищ, что должно повлиять на улучшение ситуации в этом секторе АПК», – говорит он.
«Узаконить» органику
Увеличение спроса на органические продукты в Казахстане делает их интересными как для иностранных, так и для местных инвеcторов, позволяя привлекать в этот сегмент рынка АПК новых игроков. Спрос на органическую продукцию увеличивается еще и за счет того, что земли, используемые для органического производства, являются относительно чистыми. Однако многие местные аграрии пока настроены скептически, так как выращивание органических продуктов более трудное и финансово затратное предприятие по сравнению с обычным производством. К тому же урожайность органического земледелия в целом ниже стандартного.
«Органические продукты значительно дороже массовой продукции – на развитых рынках на 20-50%, но в целом диапазон цен гораздо шире – органика может стоить в разы дороже. В среднем можно говорить, что разница в цене составляет 50-100%, то есть органика в полтора-два раза дороже обычного продукта. Это связано прежде всего с меньшей урожайностью культур, не обрабатываемых химическими удобрениями, и большим объемом ручного труда в производстве органических продуктов», – говорит директор компании FruitEco Николай Демидов.
Как уверяют эксперты, для компаний, занятых в сфере органического производства, этот вид деятельности может оказаться весьма прибыльным, так как органическая «премия», или надбавка к цене на органические продукты, в целом может доходить до 300%. Стоимость органических продуктов определяют транспортные расходы компаний, таможенные издержки и расходы на ежегодную сертификацию. К примеру, сертификация предприятия, занимающегося выращиванием пшеницы, при посевной площади 10 тыс. га обойдется в $20 тыс. Сегодня в Казахстане около 20 компаний, имеющих международный сертификат для производства органики, хотя основная часть органических товаров все еще поставляется за счет импортных производителей.
«В настоящее время в Казахстане насчитывается более 20 сертифицированных производителей органической продукции. Сертифицируются они по стандартам Европейского союза, то есть из Европы приглашаются сертифицирующие компании, которые как минимум один раз в год инспектируют хозяйства, отбирают пробы почв, проводят лабораторные анализы, изучают практику защиты почв», – рассказывает Евгений Климов, президент Фонда интеграции экологической культуры (FIEC), председатель Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства KAZFOAM.
Одной из основных проблем для развития органического производства является отсутствие политики, направленной на развитие этого сегмента. Органическое земледелие и производство для Казахстана является новой отраслью, которой присуща определенная доля риска. Рост органического сельского хозяйства сдерживается тем фактом, что в Казахстане нет полноценного правового регулирования и недостаточная помощь со стороны государства. Надлежащая система сертификации также сдерживает казахстанских производителей от вхождения в этот рынок.
«Это вызвано прежде всего тем, что в стране отсутствует законодательство в этой сфере, что дает многим недобросовестным производителям возможность ставить псевдомаркировку. Торговцы называют органическим продуктом любой продукт и по нашему законодательству имеют на это право. Поэтому сведущие потребители предпочитают продукты с европейской, американской или японской маркировкой», – отмечает Климов.
Система сертификации для казахстанских производителей является основополагающим фактором, который сдерживает желающих развивать бизнес в этой области. Местные производители для сертификации своих продуктов вынуждены приглашать западных экспертов, что в итоге влияет на конечную цену самого продукта, делая его дороже на 10-30%, а те, кто уже получил сертификаты, предпочитают экспортировать свою продукцию в страны Европы и США. Сегодня в Казахстане насчитывается от 8 до 12 сертифицированных компаний, удельные затраты на производство которых выше в среднем на 20-40%.
«Так как Казахстан в настоящее время не располагает законодательной базой для органического земледелия и не имеет системы сертификации, урегулированной законом, экспорт казахстанских экопродуктов в ЕС возможен только по второму варианту, то есть путем сертификации со стороны контрольных компаний, аккредитованных ЕС. Эта ситуация не выгодна прежде всего казахстанским производителям. Они должны оплачивать не только посуточные тарифы инспекторов, но и их транспортные расходы, которые по причине их проживания за рубежом являются относительно высокими. Если бы Казахстан имел законодательные рамки для органического земледелия, которые вместе с контрольной системой были бы признаны ЕС соответствующими стандартам, то и казахстанские контрольные органы по органическому производству могли бы проводить сертификацию в Казахстане», – заявляет Андреас Грамцов, научный сотрудник проекта «Казахстанско-Германский агрополитический диалог».
По его словам, выход из этой ситуации заключается в создании государственных и частных учреждений, которые бы сертифицировали местных производителей органической продукции.
«На основе национальных экологических стандартов должны появиться государственные и частные сертификационные учреждения, которые будут проводить сертификацию производителей по признанным во всем мире стандартам. В настоящее время сертификация проводится в Казахстане только с привлечением иностранных контрольных органов», – говорит он в своем отчете.
Продвигать и лоббировать
Согласно данным, которые предоставили наши эксперты, мировой рынок органических продуктов растет на 15-20% в год, но для Казахстана пока эта цифра колеблется в районе 10% с сильным отставанием от остальных стран. Административные барьеры, отсутствие надлежащей сертификации для производителей и лоббирование крупными компаниями производства химических удобрений не позволяют местному рынку органической продукции получить полноценное развитие.
«Увеличивающийся спрос на органическую продукцию в развитых странах открывает большие перспективы для экспорта органической продукции из Казахстана. Но прежде всего мы должны обеспечить внутренний рынок, а начать надо с госзакупок. Несмотря на лоббирование химических корпораций и производителей генно-модифицированной продукции, Казахстан должен делать ставку именно на органическую продукцию и уже в ближайшее десятилетие может стать одним из лидеров в этом направлении», – считает Климов.
Таким образом, урегулирование производства органической продукции со стороны государства приведет к здоровой конкуренции внутри рынка. Именно узаконивание органического производства может помочь Казахстану наладить процесс реализации органических продуктов на рынке. Пока в Казахстане отсутствует сертификация продуктов питания, подтверждающих их экологическую безопасность, рынок казахстанских органических продуктов будет обеспечиваться за счет импортозамещения из стран Европы.
«Принимая во внимание поступательный рост уровня жизни населения Казахстана, долгосрочные перспективы рынка органических продуктов очевидны. Но объем этого рынка будет оставаться лимитированным и обеспечиваться небольшими фермерскими хозяйствами. Наибольший потенциал для развития рынка видится в консолидации производителей и предложении органической продукции через специализированные розничные сети, которые помогут потребителям целенаправленно обращаться за искомым продуктом, а производителям – находить спрос для произведенной органики», – считает Демидов.
В случае создания специальных сертифицированных центров для производителей компании смогут получить конкурентное преимущество при продаже своей продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынков. Основными мотивами для компаний, занятых в сфере органического производства, станет увеличение спроса на продукты с маркером «органик», а также экспорт на международные рынки.
«Рынок органических продуктов в Казахстане только начинает развиваться. У нас большие возможности – огромные невостребованные территории под сельхозугодия. При грамотном подходе Казахстан способен прокормить высококачественными продуктами не только себя, но и работать на экспорт, что благоприятно скажется не только на здоровье населения, но и на экономических показателях страны. Сегодня самое время вернуться к производству наших качественных и недорогих продуктов. Посмотрите, сейчас полки супермаркетов завалены продуктами для здоровья и диетическими продуктами, но практически все они привезены издалека, что делает их дорогими и недоступными для рядового покупателя. Если бы наши производители взялись за массовое производство органических продуктов, их стоимость снизилась бы как минимум вдвое», – подытоживает Татьяна Соколова-Шинко, руководитель интернет-магазина натуральных продуктов «Сибирь».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.