Дистанционное обучение может стать новым стартом для казахстанского образования
Сотрудники многих компаний стремятся угнаться за бесконечно развивающимся рынкомВ условиях современного рынка труда и растущей из года в год конкуренции сотрудники многих компаний стремятся угнаться за бесконечно развивающимся рынком и утвердиться на выбранных позициях. Все больше служащих повышают уровень своего образования посредством дистанционного обучения (ДО), так сказать, «не отходя от станка».
Вопрос в том, может ли дистанционное обучение, предлагаемое сегодня на рынке, заменить уже устоявшееся заочное или даже очное формы обучения и при этом быть таким же полноценным и эффективным?
Казахстанский рынок сегодня переполнен различными программами по повышению уровня иностранного языка, получению степени MBA, улучшению профессиональных навыков и квалификаций. Основное присутствие на рынке обозначили зарубежные и российские компании, представляющие обширный диапазон различных программ для обучения. Казахстанским вузам, предлагающим ДО, хвастаться пока нечем.
По словам директора программ MBA City Business School в Казахстане Асель Берсугуровой, «то, что сейчас существует на рынке дистанционного образования в Казахстане, назвать настоящим дистанционным обучением сложно. В большинстве случаев дистанционное обучение выступает просто как форма заочного обучения. В то время как дистанционное образование требует хорошей технической оснащенности и больших финансовых вливаний, к чему готовы, конечно, не все. В этом и заключается главная проблема дистанционного образования».
Обжалованию не подлежит
В начале этого года в Казахстане ходило много слухов по поводу отмены заочного обучения и перехода к дистанционной форме. Споры по поводу принятия закона об отмене заочного обучения в силу его неэффективности продолжаются до сих пор. Напомним, что в начале нынешнего года на коллегии министерства образования и науки в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева сообщалось, что в ближайшие планы министерства будет входить усиление контроля за заочным образованием, а также повышение уровня качества и развития дистанционного образования. Как потом оказалось, слухи о скором упразднении заочной формы обучения оказались преувеличенными. Тем не менее казахстанское заочное образование со временем может совсем исчезнуть за своей ненадобностью.
«Есть такое задание, чтобы мы побольше привлекали рабочую молодежь для получения высшего образования. Сегодня заочное образование закрыть полностью нельзя, но использование новых технологий, в том числе дистанционных, позволит нам повысить качество образования в этом направлении. То есть это вопрос серьезный. Если будет хорошо развита система дистанционного обучения, может, через какое-то время необходимость сама отпадет, – высказался вице-министр образования и науки РК Тахир Балыкбаев, комментируя создавшуюся ситуацию в сфере образования в начале текущего года. – Заочное образование нас очень сильно волнует, потому что там качество образования оставляет желать лучшего. Но, с другой стороны, полностью отменить заочное образование – объективно такой ситуации нет».
Между тем многие университеты уже с прошлого года стали предлагать своим студентам программы дистанционного обучения, цена на которые приблизительно равняется прежним ценам на заочное. В случае выбора дистанционного обучения в казахстанских вузах, по словам директора по маркетингу Университета международного бизнеса (UIB) Сабины Османовой, студент должен находиться на территории страны на всем протяжении своего обучения. Это является обязательным для большинства казахстанских высших учреждений. «Дистанционное обучение возможно лишь с условием проживания в Республике Казахстан. Образование за рубежом – это совершенно иной выбор. Дистанционно обучаться мы предлагаем только по программам послевузовского обучения – это программы магистратуры и MBA. В наше время не все люди, желающие получить качественное образование, имеют возможность приехать в Алматы, а для некоторых становится невозможным посещать занятия из-за неудобного графика работы. Дистанционный формат обучения позволяет без отрыва от своей деятельности получить необходимые знания. Популярным способом обучения на данный момент являются вебинары – онлайн-занятия, проводимые в режиме реального времени, на которых преподаватели для слушателей проводят презентации, лекции и тренинги», – говорит она.
Доктор наук онлайн
Следует подчеркнуть, что ДО в Казахстане начало развиваться только около 5-7 лет назад, тогда как, к примеру, в России эту нишу стали занимать уже в начале 2000-х. Образовательный рынок Казахстана сегодня оценивается в $300 млн в год, количество студентов доходит до 600 тыс. человек, треть из них сегодня обучаются по заочной форме обучения. На долю «дистанционщиков» приходится около 7-8%. Для примера, рынок образования в России, по данным Uniweb, составляет порядка $64 млрд, на долю e-learning приходится 20%, то есть $12 млрд в год.
По данным рейтингового агентства Регионального финансового центра Алматы (RFCA Rating), более половины (62%) вузов являются частными, однако самые крупные университеты все-таки остаются в государственной собственности, в силу чего более половины всех специалистов обеспечивает государство.
«Дистанционное образование обеспечивает получение образования без отрыва от основной деятельности с использованием электронных технологий обучения. Это дает возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, а также получать образование непрерывно и по индивидуальной программе. В отличие от заочного обучения это постоянное присутствие на занятиях (в режиме online/offline), а значит и знания, полученные таким способом, намного качественнее», – объясняет г-жа Османова.
Несомненно, для успешного обучения по дистанционной форме студенту необходим высокий уровень самодисциплины, к тому же программы, рассчитанные на «дистанционщиков», предполагают тот факт, что студент не только будет получать новые знания, но и работать.
Тем не менее, по оценкам экспертов, развитие происходит спонтанно, без какого-либо централизованного органа, который мог бы контролировать этот сектор. Если ориентироваться на европейские страны, то тут ситуация иная.
Стоит отметить, что дистанционного обучения в строгом понимании среди программ, предлагаемых казахстанскими университетами, не существует. Например, кроме прослушивания онлайн курса лекций, учащийся должен посещать учреждение по крайней мере два раза в год. Тогда как в западных странах такой вид обучения уже приобрел устоявшуюся форму и является одним из приоритетов в образовательной системе.
Так, согласно Комиссии Европейского сообщества, в ряде стран была определена стратегия развития e-learning в качестве перспектив образования в ближайшем будущем. Сама стратегия подразумевает объединение всех участников рынка дистанционного образования для наиболее оптимального взаимодействия и эффективного развития e-learning. Согласно данным Комиссии Европейского сообщества, для более 65% университетов развитие e-learning является немаловажным приоритетом. Столь систематизированный подход способствует эффективному развитию рынка e-learning, чего пока не хватает казахстанскому рынку.
«Правительства многих зарубежных стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют под это большие деньги. В нашей стране дистанционное образование, похоже, тоже получает широкое распространение. По прогнозам ученых, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем веке, и недаром его называют образованием будущего», – говорит г-жа Берсугурова.
Развитие на перспективу
Потребительский рынок ДО Казахстана условно можно разделить на две части: ДО для корпоративных сотрудников и ДО для образовательного сектора. Компании корпоративного сектора заинтересованы в постоянном обучении своих сотрудников, особенно если компании приходится часто открывать новые филиалы в регионах. Образовательный сектор предоставляет дистанционное обучение на базе государственных и частных вузов.
«Основное преимущество дистанционного образования в мобильности. Нет необходимости отправлять сотрудников на обучение со всех областей, чтобы они прошли обучение и тестирование. Да, можно сравнить дистанционное и заочное образование – в большинстве вузов Европы, России уже внедрено ДО как третья форма обучения. Как мне кажется, оно намного эффективнее, чем заочное. Если брать такие профессии, как бухгалтер, программист, экономист, то здесь дистанционное обучение является вполне полноценным. Но есть профессии, где оно недопустимо как основная форма обучения, и может выступать лишь дополнением, например, в медицине», – говорит директор Education map (EduMap) Тимур Нурлихин.
Сегодня стоимость получения степени магистра на дистанционной основе варьируется от 350-400 тыс. тенге в год, получение MBA начинается от 1,2 млн тенге за год обучения. На стоимость также влияют престиж программы и востребованность самой профессии.
«Одним из самых больших преимуществ дистанционного обучения, конечно, является его цена. Будь то дистанционное высшее образование, повышение профессиональной квалификации или языковые курсы – стоимость всегда будет ниже, как минимум в два раза, чем аналогичное очное обучение. Связано это с меньшими затратами на организацию процесса обучения – как полностью онлайнового, так и корреспондентского. Стоимость обучения зависит от себестоимости учебных материалов (в ЕШКО процесс обучения проходит с использованием бумажных, аудио- и видеоносителей, которые студент получает по почте), почтовых расходов, заработной платы преподавателей, затрат на организацию онлайн-тестирования», – говорит директор «ЕШКО-Казахстан» Ауия Бахтыбекова.
Несмотря на открывающиеся перспективы развития дистанционного образования в Казахстане, ряд проблем, с которыми казахстанские компании столкнулись в процессе внедрения ДО, все же существует. По мнению г-на Нурлихина, казахстанским игрокам пришлось доказывать всю эффективность ДО для своего потребителя. Проблема логистики, с которой часто сталкиваются компании на рынке ДО, также существует.
«Первая и основная проблема – это непонимание эффективности ДО в процессе обучения и повышения квалификации. Множество людей старой закалки все еще не понимают, что, внедряя ДО в процесс обучения своих студентов (сотрудников), они помогают им повышать свои знания», – говорит г-н Нурлихин.
Все в онлайн, или Вперед в светлое будущее
Судя по количеству игроков, которые сегодня сконцентрировались на казахстанском рынке ДО, можно сказать, что рынок e-learning развивается, привлекает новых игроков, тем самым увеличивая конкурентную среду.
К тому же, как рассказала г-жа Османова, казахстанский рынок онлайн-обучения еще не до конца развит и ему не хватает «умения использовать высшими учебными заведениями потенциал, который предоставляет рынок дистанционного образования».
«Вся проблема в неосвоенности ресурсов дистанционного обучения. Думаю, подобный вид образования будет набирать обороты. Есть спрос, нам стоит лишь дать хорошее предложение», – заключает она.
Как сказано в отчете RFCA Rating о высшем образовании, «необходимо развивать дистанционное обучение и совместные программы вместе с зарубежными вузами. Дистанционное обучение должно использовать как глобальные возможности глобальных коммуникаций, так и возможности внутривузовских телекоммуникаций. Эти технологии в области создания знаний – один из важнейших факторов расширения доступа к нему более широких масс граждан и широкого вовлечения населения в реформирование образования как важнейшего институционального элемента общества».
Получается, что рынку ДО в Казахстане еще предстоит сделать скачок в рамках своего развития, расширить обучающий курс, повысить уровень профессионализма преподавательского состава, а также привлечь к этому сегменту рынка государство. Развитие ДО совместно с различными зарубежными университетами также может поспособствовать его улучшению и продвижению.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.