E-commerce вытесняет традиционные формы продаж
Предоставление услуг посредством интернета уже давно стало нормой в большинстве западноевропейских странПредоставление услуг посредством интернета уже давно стало нормой в большинстве западноевропейских стран, и хотя Казахстан заметно отстает не только от них, но и от соседней России, отечественный рынок электронной коммерции все же показывает положительную динамику роста. Так, по итогам 2013 года выяснилось, что рынок электронной коммерции, по разным оценкам, достиг отметки в $600-800 млн. Планируется, что к 2016 году его объем должен вырасти до $3,6 млрд. Об этом в конце прошлого года заявлял Арман Доскалиев, директор департамента развития отрасли ИКТ и местного содержания национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде».
Для сравнения: по оценкам консалтингового агентства J'son& Partners за 2013 год, российский рынок электронной коммерции оценивался в $15 млрд (2% доли в ретейле), украинский – в $2,2 млрд (2%), e-commerce в Беларуси оценивается в $350 млн (1,2%). На казахстанский рынок приходится чуть больше 0,7% от общей доли в ретейле.
Согласно программе «Информационный Казахстан-2020», одним из индикаторов развития для интернет-сегмента станет увеличение доли оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно. Эта цифра должна составить 40%. В связи с чем возникают некоторые сомнения, хватит ли времени для столь значительного скачка.
Запасной выход
Казахстанские покупатели стремятся все больше покупать в интернете, а для некоторых компаний продажа своих услуг онлайн стала наиболее предпочтительным способом развития бизнеса. Для начинающего малого бизнеса выход на просторы интернет-ретейла – это реальная возможность сократить расходы на организацию традиционных методов продаж. Для крупных компаний – дополнительный способ расширения и укрепления бизнеса. Часто некоторые онлайн-магазины выступают в качестве витрины для офлайн-магазинов, тем самым способствуя привлечению дополнительного притока клиентской базы и мониторингу потребительского спроса.
«Процент e-commerce в общем объеме розничных продаж составляет чуть меньше 1%. Рынок интернет-торговли в Казахстане развивается достаточно стремительно. Мы ожидаем, что в ближайшие 2-3 года скорость роста всего рынка будет порядка 50-60%. При этом ведущие игроки растут быстрее рынка. Так, оборот в интернет-магазине Chocomart.kzза последний год вырос более чем в 3 раза. В отдельных случаях интернет-продавцы генерируют уже гораздо больше продаж, чем офлайн-точки. К примеру, такая ситуация на рынке контактных линз. Интернет-магазин Lensmark.kz продает больше товара, чем любая отдельно взятая офлайн-точка по продаже линз и занимает уже около 3,5-4% продаж всего рынка», – говорит директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов.
Наибольшим доверием среди казахстанцев пользуются продажа и бронирование авиа- и ж\д билетов, на втором месте – товары в интернет-магазинах. Купонные сервисы, которые сейчас так хорошо развиты в Казахстане, занимают лишь малую часть.
Согласно данным, которые нашему изданию предоставил исследовательский центр Chocomart.kz, внутренний объем рынка электронной коммерции в РК в 2014 году должен превысить $500 млн.
«И это не считая трансграничные продажи, то есть это только тот объем, который остается внутри Казахстана. Порядка 40% оборота приходится на продажи авиа- и ж/д билетов, бронирование отелей и туров, 3-4% – на купонные сервисы и около половины оборота – на покупки товаров через интернет-магазины», – отмечает Рамиль Мухоряпов.
Сегодня в сегменте онлайн-коммерции в Казахстане насчитывается порядка 500 компаний. По данным Forbes Kazakhstan, основными местными игроками были и остаются АО «Казкоммерцбанк» с чистой выручкой в $3,3 млн, АО «Эйр Астана» (порядка $80 млн), ТОО «AlserComputers» ($6,6 млн) и ТОО «Арена S» (Sulpak.kz) ($6,3 млн).
Демонстрация проактивности
Одной из основных проблем казахстанского онлайн-ретейла является тот факт, что местные компании не всегда активны и уж тем более не стремятся вкладывать в развитие своего бизнеса. Иностранные компании готовы чаще и больше вкладывать в локальные филиалы, которые они открывают на территории Казахстана, в то время как местные ждут успеха в первый год открытия, инвестируя при этом в свой онлайн-бизнес сравнительно мало. Получается, что международные интернет-ретейлеры ведут проактивную политику, тем самым оставляя казахстанские компании в числе догоняющих. Сегодня почти 90% средств, полученных от онлайн-продаж, уходят за границу и лишь 10% остаются у локальных компаний.
Ценовой фактор и проблема логистики являются камнями преткновения большинства как местных, так и иностранных компаний, занимающих нишу онлайн-ретейла в Казахстане. Стремление приобретать товары через интернет обуславливается ценовым показателем, так как товары, предлагаемые на просторах Сети, оказываются дешевле тех, что предлагают в офлайн-сторах. Дополнительная плата взимается лишь за доставку самого товара. «Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании на рынке e-commerce, – это по-прежнему скорость и качество работы логистики, недофинансированность игроков, которая в настоящий момент сказывается на сервисе. Типичные проблемы в логистике: заказы доставляются не вовремя, приходят помятыми, испорченными (по причине некачественной работы Казпочты и других курьерских служб). Недофинансированность сказывается в первую очередь на том, что у большинства интернет-магазинов нет собственных стоков, они не могут проводить активные рекламные кампании. Все эти факторы в конечном счете сказываются на качестве сервиса для потребителя», – подтверждает г-н Мухоряпов.
Вопрос доверия к интернет-магазинам также определяет уровень развития сегмента интернет-торговли. Так, порядка 57% пользователей онлайн-услуг предпочитают расплачиваться за товар или услугу наличными и лишь при получении товара, что демонстрирует большой процент недоверия граждан к сегменту онлайн-рынка. Большинство онлайн-покупок оплачивается наличными, так как у 80% банковских карт нет доступа к интернету, соответственно, возникает такой большой процент оплаты наличными. По данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), более 95,2% всех интернет-транзакций приходится на международные платежные системы с львиной долей платежей Visa (86%), локальные карты делят между собой лишь 4,8%.
Несмотря на все препоны, с которыми сталкиваются компании, выходя на рынок онлайн-услуг, некоторые из них все же находят выход. К примеру, интернет-магазин Lamoda.kz предпочел открыть собственную службу доставки, тем самым решив проблемы с логистикой. Другие проблемы интернет-магазинов, по мнению и.о. генерального директора Lamoda.kz Даниила Баркалова,вполне решаемы. «Рынок электронной коммерции развивается. Три года назад, когда Lamoda.kz только зашла на этот рынок, проблем было гораздо больше, чем сейчас. Главной трудностью была логистика. Но мы успешно справились с ней, запустив собственную службу доставки LamodaExpress. Сейчас LamodaExpress покрывает практически все крупные города Казахстана. Честно говоря, каких-то еще проблем я не вижу. Все можно решить», – говорит он.
Светлое будущее
Другими словами, казахстанской электронной коммерции есть куда развиваться. Увеличивающийся интерес иностранных компаний и ежегодно растущее число местных онлайн-трейдеров порождают активизацию конкурентной борьбы между компаниями, которые уже существуют на рынке, предлагая расширенный ассортимент услуг и улучшая качество обслуживания.
По прогнозам АКИБ, уровень казахстанской электронной коммерции должен существенно подняться до 5,1% от всего рынка казахстанских товаров и услуг к 2016 году и будет оцениваться в $90 млрд, постоянными покупателями будут по меньшей мере 5,2 млн казахстанцев.
«Безусловно, рынок электронной коммерции развивается в Казахстане. Продажи растут. Растет и число интернет-покупателей. По моим расчетам, средний процент проникновения интернет-магазинов на территории РК – 4%. Думаю, положительный темп роста, который мы наблюдаем сегодня, сохранится. Что касается прозрачности рынка e-commerce, то здесь сложно судить. С одной стороны, никто профессионально не оценивает этот рынок, как, к примеру, в России это делает East-WestDigitalNews. Но в целом я вижу положительные тенденции в Казахстане. Конкуренция на рынке будет стремительно расти в ближайшие несколько лет. В связи с этим компании начнут активно развивать свои сервисные предложения», – заключает г-н Баркалов.
Учитывая всю развитость западного сегмента интернет-ретейла, e-commerce еще ни разу не перевешивала традиционные каналы продаж, таким образом, предполагать, что объем казахстанского рынка интернет-продаж вытеснит укоренившийся метод продаж, нельзя.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.