Новые поставщики потеснят на газовом рынке не только Россию, но и Казахстан
В Тегеране прошло обсуждение вопроса о возможности поставок газа из Ирана в страны ЕСВ Тегеране прошло обсуждение вопроса о возможности поставок газа из Ирана в страны ЕС. Заместитель министра нефти Ирана Али Маджеди заявил о том, что страна готова обеспечить поставки иранского газа в ЕС по газопроводу Набукко. По его словам, в иранском голубом топливе уже заинтересованы два европейских государства. Маджеди отметил, что недавно страну посетили делегации из этих стран с целью обсудить возможные маршруты экспорта газа. Старт работы газопровода Набукко может негативно отразится на экономике Казахстана, так как это повлияет на стоимость голубого топлива в сторону его снижения. В результате чего казахстанская казна недополучит прибыли от продажи газа.
Если проект газопровода Набукко действительно начнет воплощаться в жизнь, это, по мнению Анны Кокоревой, аналитика компании «Альпари», серьезно ударит по позициям газовых компаний на европейском рынке. Начало работы Набукко повлияет на увеличение предложения. А рост предложения в свою очередь окажет давление на цены. Соответственно, по словам аналитика, можно ждать падения котировок на спотовом рынке. «Новые поставщики потеснят на европейском газовом рынке не только Россию, но и Казахстан», – уверена г-жа Кокорева.
Совершено иного мнения придерживается Николай Подлевских, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент», который сообщил, что появление новых маршрутов поставок газа могло бы сделать газовый рынок Средней Азии более конкурентным, от чего Казахстан мог бы заметно выиграть. По информации эксперта, запасы газа в Казахстане оцениваются по меньшей мере в 1,5 трлн куб. м. Из этих данных г-н Подлевских делает вывод о том, что у страны имеется очень серьезный экспортный потенциал по голубому топливу. А для реализации этого потенциала необходимы новые экспортные пути.
Газопровод Набукко, как отметил Николай Подлевских, – один из ключевых проектов по транспортировке газа средней Азии и Ирана в Европу. «Его осуществление сильно перекроило бы карту газовых потоков. Для европейских потребителей было бы очень интересным иметь доступ к указанным запасам газа», – рассказал он. Однако аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» подчеркнул, что вся обстановка в регионе не может гарантировать потенциальным инвесторам легкой работы как в процессе строительства трубопровода, так и при последующей его эксплуатации. Кроме того, по информации г-на Подлевских, у проекта «Набукко» имеются мощные противники его осуществления. В первую очередь это Китай, который имеет свои планы по транспортировке среднеазиатских запасов голубого топлива. Россия тоже не заинтересована в его прокладке, поскольку указанный трубопровод стал бы прямым конкурентом проекту «Южный поток» и даже мог бы поставить крест на его осуществлении.
Между тем Иран, по словам аналитика, все настойчивее возвращается к мысли о возобновлении работ над проектом «Набукко». Чиновники высокого ранга Ирана и ранее делали заявления о возможности участия страны в проекте «Набукко». Например, в январе 2009 года такое заявление сделал заместитель министра иностранных дел Ирана Мехди Сафари в ходе своего визита в Европейский парламент.
Для такой настойчивости Ирана есть немалые резоны – страна имеет колоссальные запасы газа и хотела бы дотянуться маршрутами поставок до перспективного и емкого европейского рынка. Но важным препятствием для разворачивания проекта являются геополитические причины, которые не могут гарантировать стабильности в районах прохождения возможного трубопровода. В том числе и поэтому вероятность реализации новых задумок по строительству трубопровода аналитики ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» оценивают заметно ниже, чем вероятность нового торможения и консервации проекта на неопределенное будущее.
Анна Кокорева также считает, что возможность возобновления работы над Набукко пока не очень велика. «Иран не пользуется доверием среди европейских политиков, к тому же ЕС сейчас не готов к масштабным тратам на строительство газопровода», – говорит она.
Более того, как нам рассказал Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент», в июне прошлого года австрийская газовая компания OMV Gas GmbH, возглавлявшая консорциум по строительству магистрального газопровода Набукко из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, объявила об аннулировании проекта. Поэтому эксперт делает вывод: никакого влияния на мировой газовый рынок несуществующий газопровод оказать не может. К тому же, как отметил г-н Баранов, не сообщалось, что Иран рассматривается в качестве источника сырья для этого трубопровода. «Так что если такое решение и будет принято, что совершенно не факт, то от его принятия до воплощения в жизнь пройдет очень много времени, за которое на мировом газовом рынке будет столько изменений, что никаких потрясений ждать не стоит, их не будет», – заверяет он.
Сегодня, как рассказал г-н Баранов, более приоритетным направлением является Трансадриатический трубопровод (TAP), который предполагает поставки природного газа из Каспийского и Ближневосточного регионов в Западную Европу, но его разработка только ведется.
Набукко – нереализованный проект магистрального газопровода протяженностью более 3 тыс. км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность газопровода, по планам, должна была составлять 26-32 млрд куб. м газа в год. Подготовка проекта велась с 2002 года. Строительство предполагалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году, однако реализация проекта несколько раз откладывалась из-за проблем с возможными поставщиками газа. В конце 2011 года сообщали, что сроки запуска проекта сдвинулись и его намерены начать реализовывать в 2018 году. А уже в 2013 году было объявлено, что проект «Набукко» закрыт, а приоритетным проектом теперь является Трансадриатический газопровод. Но в 2014 году на фоне кризиса в отношениях России с Западом Иран заявил о готовности обеспечить Евросоюз своим газом по трубопроводу Набукко.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.