Brent: между инвестициями и добычей

ОПЕК стремится вернуться к историческому паритету

Сокращение инвестиций в нефтегазовую отрасль или сокращение добычи черного золота? Недавно генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри высказал мнение: привести к росту цен на нефть может только уменьшение вложений в отрасль на $130 млрд, но никак не снижение квоты ОПЕК на 1,5 млн баррелей в сутки. Постановку вопроса можно считать более чем дерзкой: накануне очередного заседания организации – оно назначено на 4 декабря – рынок надеется как раз на сокращение квоты для участников картеля.

Рынок стал особо чувствительным

«Нам нужна цена, при которой страны, добывающие нефть, могут инвестировать, а потребители – покупать. Государства должны работать вместе. Мы должны стабилизировать этот рынок», – цитируют информагентства аль-Бадри.

Заявление руководителя ОПЕК выглядит как попытка перевести внимание на сокращение инвестиций – генсек, по сути, назвал это более важным фактором воздействия на рынок – именно для того, чтобы сократить критику действий картеля (нежелание урезать квоту и добычу).

«Можно и так сказать, – комментирует Анна Кокорева, аналитик «Альпари». – Я думаю, что он опирался на последний прогноз Международного энергетического агентства, где пишут о том же – что сокращение инвестиций нормализует ситуацию на рынке. Когда нужно что-то говорить и делать официальные заявления, сильные мира сего предпочитают озвучивать наиболее популярную точку зрения».

По мнению эксперта, манипулирование объемом инвестиций окажет большее влияние на котировки: снижение напрямую приведет к падению добычи в тех или иных странах в долгосрочной перспективе. «Относительно общих вливаний в отрасль сумма в $130 млрд небольшая, но рынок сейчас настолько чувствительный, что может хватить и этого», – считает Анна Кокорева.

«Риторика действующего генерального секретаря всегда была достаточно жесткой и прямолинейной: ОПЕК должна вернуть прежнюю долю добычи/экспорта нефти на мировых рынках», – продолжает Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере. Для пояснения этой мысли эксперт делает экскурс в историю. Период наибольшего «величия» картеля приходится на 1973-1974 годы – тогда его доля достигала 51-52% от мировой добычи. Во время мирового нефтяного кризиса, в 1984-1985 годах, доля снизилась до 27-29%. В начале 1980-х цены существенно выросли – до $30 за баррель, но к 1986 году катастрофически упали – до $10 за баррель. «В те годы члены ОПЕК «полезли на амбразуру» – снизили свою добычу для выравнивания мировых цен. Но все остальные страны, включая СССР, наоборот, наращивали производство», – говорит собеседник. В начале 2000-х доля ОПЕК достигла 41-43%, снизившись до 40,9% по итогам 2014 года.

Организация экспортеров хорошо запомнила урок 1980-х и повторять свою ошибку уже не станет – будет наращивать добычу, несмотря на текущее снижение цен. «Страны ОПЕК призывают и предпринимают все действия для «возвращения исторического паритета» до уровня 40% или даже 50% от общемировой добычи. Поэтому заявления аль-Бадри абсолютно верны – снижение добычи нефти участниками картеля не приведет к восстановлению цен, так как другие производители просто увеличат производство, по аналогии с кризисом 1980-х годов», – обосновывает Олжас Байдильдинов позицию организации.

Если же говорить о том, в каких странах сокращение инвестиций окажет наибольше воздействие на нефтяные цены, то, по мнению Анны Кокоревой, речь в первую очередь идет о Саудовской Аравии, США и России. Впрочем, процесс уже идет. В России, например, ряд проектов заморожен, инвестиционные программы пересматриваются, в США уже наблюдается сокращение добычи и разорение сланцевых компаний, которые «по дешевке скупают китайцы».

ОАЭ встали на путь Саудовской Аравии

Интересно, что в разгар противодействия двух тенденций – не снижающихся объемов добычи и падающих цен на нефть – повлиять на ситуацию, похоже, решил еще один игрок, причем заявил о себе в весьма амбициозной форме. «Объединенные Арабские Эмираты будут играть ключевую роль в стабилизации энергетического рынка», – сообщил министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи. Государство продолжает инвестировать в отрасль, в то время как международные компании отменяют свои проекты. «Мы должны быть готовы к тому, чтобы поставить на рынок те объемы нефти, в добычу которых инвестируем сейчас, тогда, когда это понадобится, чтобы сбалансировать рынок. В этом и заключается роль ведущих производителей нефти, таких как ОАЭ и Саудовская Аравия», – сказал чиновник.

«ОАЭ идут ровно по пути Саудовской Аравии – значит, в игре с демпингом сырьевых цен появится еще один весомый участник. Вряд ли страны-нефтепроизводители немедленно прислушаются к рекомендации ОАЭ сокращать добычу сырья – этого не делает даже ОПЕК», – оценивает стратегию Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари». По ее словам, сейчас та самая ситуация на сырьевом рынке, когда зарабатывает тот, кто быстрее и хитрее. «Саудиты уже несколько месяцев предлагают интересную пониженную цену на нефть, ОАЭ пойдут этой же дорогой, скорее всего. В целом в речи представителей нефтяной отрасли Эмиратов одни общие слова, балансировать с их помощью можно очень долго. Ни о каких сроках речи не идет, это просто общее направление для рассуждения», – добавляет эксперт.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», поясняет смысл изречений арабского чиновника: «С учетом имеющихся долгосрочных обязательств ОАЭ продолжат инвестировать в нефтяную отрасль, чтобы иметь возможность выполнить их. Ведь надо и оборудование заменять, и сами скважины истощаются, и бурить новые надо, обустраивать прочую инфраструктуру, то есть продолжение вложения средств рассчитано на перспективу, так что оно действительно поможет сбалансировать рынок в будущем».

Спикер отмечает, что действия любой нефтедобывающей страны оказывают влияние как на сам рынок, так и на других нефтедобытчиков. Зависеть это влияние будет от множества факторов. Как именно будут действовать ОАЭ и Саудовская Аравия в ближайшие месяцы, какие объемы нефти они будут предлагать на мировом рынке. Какой будет логистика поставок нефти из этих стран и стоимость перевозки потребителям. Как сложится спрос на нефть с учетом возможно холодной зимы в Северном полушарии, ключевом потребителе нефти в мире. Это не весь перечень факторов, воздействующих на стоимость барреля. Плюс есть и другие производители – Россия, например, по мнению эксперта, не будет сидеть сложа руки и сделает все, чтобы сохранить и увеличить свою долю на рынке.

«Понятно, что действия Саудовской Аравии и ОАЭ могут сказаться на нефтяном рынке, но как именно – абсолютно точно сказать нельзя», – добавляет Дмитрий Баранов.

Отметим, что по разным оценкам Эмираты добывают 3,4-3,7 млн барр./ сут., что составляет порядка 4% в общемировом объеме, и занимают, таким образом, 6-7 место в списке производителей.

В целом, продолжает Олжас Байдильдинов, цены на нефть будут снижаться: мировые хранилища заполнены сырой нефтью до рекордных уровней, нефтепродуктохранилища также заполняются. Более того, при росте мировых котировок страны-потребители будут использовать свои накопленные запасы нефти, а это значит, что повышение цен приведет к снижению спроса.

Чтобы цены «поймали» тренд на повышение, по мнению спикера, нужен форс-мажор с поставками. Либо сокращение объемов добычи производителями, которые не могут конкурировать, в течение 1-2 лет.

А что касается предстоящего заседания ОПЕК, то, по мнению Олжаса Байдильдинова, заявлений или деклараций не будет, более того, страны могут увеличить действующие квоты – объявленные и фактические.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤