Торговые сети могут опутать экономику Казахстана
Ключевым звеном между производителем и покупателем, разумеется, является посредник.Ключевым звеном между производителем и покупателем, разумеется, является посредник. И от того, каким будет этот посредник, зависит в конечном счете положение компаний и потребителей.
В Казахстане сложилась своеобразная модель розничной торговли, в которой традиционно большое место занимают рынки и базары (половина торговых площадей), магазины шаговой доступности (почти четверть) и ритейлерские сети. Последние представлены всего несколькими серьезными игроками – это «Рамстор Казахстан», Magnum C&C, Green Mart, «Скиф Трейд» с торговой маркой Small и Metro C&C. На прошедшем недавно саммите лидеров отрасли ритейла красной линией звучала идея о необходимости развивать крупные торговые сети. Директор «Центра развития торговой политики» Руслан Султанов даже заявил о необходимости господдержки в развитии собственных сетей, поскольку иностранные игроки очень осторожно относятся к рынку Казахстана. И их, кстати, можно понять. Когда на ваших глазах проект за проектом проваливается, невозможно не обратить на это внимание. За последние годы на рынок выходили и исчезали российские «Пятерочка» и «Вестер», казахстанские «Аймар», Gross. Так и не удалось развить масштабную сеть отечественным магазинам «Арзан» и SM-market. К слову, нужно отметить, что до сих пор нет серьезного исследования, которое бы объяснило причину их неудачи.
Однако, несмотря на объективные проблемы, вновь и вновь ставится вопрос о том, что нужно развивать сетевой ритейл. С чем связано это желание? Обычно приводятся несколько аргументов, среди которых необходимость развивать цивилизованную торговлю, обеспечить уплату налогов, покончить с серым рынком и контрафактом и так далее. Но одним из наиболее важных доказательств является то, что развитие сетей будет стимулировать производителя. И вот это наиболее интересный аргумент.
В первую очередь возникает вопрос: какого производителя будет поддерживать крупный ритейл? Если учесть специфику работы сетей, для которых важны системные крупные поставки, то речь, скорее всего, идет о крупных компаниях. Много ли в Казахстане таких игроков, которые подходят к этим требованиям? Сейчас в основном представлена зарубежная продукция. Причем, если взять казахстанско-германскую сеть Interfood, можно увидеть большое количество немецких товаров, поскольку сеть продвигает «своего» производителя. В свое время перед выходом Metro представитель сети «Арзан» Берик Тапишев предупреждал, что приход иностранных игроков повлечет продвижение товаров стран, которые они представляют. Однако опасения г-на Тапишева оказались справедливы и в отношении казахстанских сетей.
Можно видеть, что наибольшую проблему перспектива развития крупных ритейлеров представляет для малого и среднего бизнеса, для которых «магазин у дома» – наиболее оптимальный вариант для поставок. Вице-президент Союза пищевых производителей Казахстана Айжан Наурзгалиева в интервью «Капитал.kz» скептически отнеслась к возможности замещения мелких магазинов крупными сетями. «При выборе «своего» супермаркета потребители, как правило, ориентируются не только и не столько на ценовой фактор, сколько на близость к дому или к месту работы. Поэтому на услуги «магазинов у дома» спрос будет всегда. Так что пока магазины у дома живы, наши производители имеют хоть какую-то альтернативу», – сказала она.
Наиболее просто магазинам у дома в регионах, где сети фактически не представлены, зато в Алматы предпринимателям не так просто конкурировать. Мы попросили комментарий у предпринимательницы Риммы, которая держит небольшой магазин «Светлана». Она отметила, что конкурировать с супермаркетами непросто. «Самое большое преимущество больших сетей – это более низкие цены на товары. На ассортимент в нашем магазине мы набавляем 20%, тогда как крупные магазины выигрывают эти проценты на бонусах, которые им предоставляют производители. Они ведь делают огромные закупы. Скажем, если мы покупаем на неделю печенье на сумму в 10-15 тыс. тенге, то они берут от 150 тыс. Они за один раз делают покупки на миллионы и благодаря бонусам могут снижать цену», – говорит она. Наша собеседница отметила, что для более или менее нормальной работы магазина нужна дистанция от супермаркета в один-два квартала, а иначе магазинчикам просто не выжить.
Если не будет магазинов шаговой доступности, трудно придется и мелким производителям – кондитерам, колбасным цехам, производителям полуфабрикатов и так далее. Ведь они не могут удовлетворять требованиям крупных сетей. Конечно, сейчас в Казахстане ситуация не так критична, как во многих российских городах, где мелких магазинов шаговой доступности почти нет. Более того, в начале года в России шла настоящая война между ритейлерами и антимонопольными службами. Сети обвинялись в обладании так называемой «рыночной властью» – абстрактным ресурсом, которым обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите. Налицо ситуация, когда группы крупных сетей действуют по логике монополиста, диктуя рынку свои условия по ценам, ассортименту, условиям доставки, срокам оплаты и так далее. Это более чем интересный для Казахстана опыт, поскольку он позволяет учиться на чужих ошибках, а не на своих.
И пока ситуация не обстоит иначе, всем игрокам рынка, а также государственным органам нужно определить тот баланс интересов, который позволит всем развиваться эффективно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.