«Стихийных» таксистов вытеснят из аэропортов
Это должно произойти в результате работы сетевых таксомоторных компанийЭто должно произойти в результате работы сетевых таксомоторных компаний и квалифицированного менеджмента. Но куда конкретно они уйдут, большой вопрос.
Такое заявление озвучил заместитель председателя Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) РК Талгат Ластаев. «Нами внедряются стандарты. К концу года аэропорты Астаны, Алматы будут проходить стандартизацию. В аэропорту (Астаны) заключены договоры с сетевыми компаниями, там есть машины, но при этом с такими стихийными (такси) борьба ведется, пока с переменным успехом. Но, однозначно, парковка платная, для них отдельных мест не выделяют, я думаю, что с приходом квалифицированного менеджмента вопрос будет решен», – сказал Талгат Ластаев в ходе «круглого стола» по вопросам развития туризма.
На работу таксистов в столичном аэропорту пожаловались представители нескольких турфирм и профильных ассоциаций. В числе претензий: абсолютное незнание английского языка, отсутствие возможности оплатить услуги платежной картой и завышенные тарифы на услуги.
В частности, один из таксистов довез прилетевшего в Астану шведа из аэропорта до бизнес-центра «Номад» на левобережье реки Есиль за 15 тыс. тенге плюс $50, тогда как плата в официальных такси – порядка 3-4 тыс. тенге.
В принципе, есть много людей, которые считают, что ужесточение правил приведет к порядку.
Так, например, можно поставить на выходе из аэропорта по налоговому сотруднику и полицию, которые и будут отгонять «стихийных» таксистов. Выписывать штрафы, оформлять как официальных таксистов, чтобы все таксисты платили налоги.
Но достаточно вспомнить, как ужесточали условия на алкогольном рынке, а в результате получили большие объемы контрафактной продукции. Ужесточение условий работы на железнодорожных вокзалах, когда нужно было ликвидировать билеты, реализуемые с рук, тоже не привело к успеху.
Как сказал г-н Ластаев, место на стоянке возле аэропортов будет забронировано за легальными такси. Нелегальных просто не пустят. Вот и возникает вопрос: а кто будет осуществлять этот контроль. Если администрация аэропорта, то она в курсе, как работают «стихийные» такси, их все устраивает, поэтому такой контроль априори бесперспективен.
Альтернатива в виде общественного транспорта?
Можно сделать так, чтобы возле аэропорта построить автовокзал, поставить на маршрут автобусы.
Есть и конкретное предложение: нужно запустить постоянный общественный транспорт или электричку из центра города до аэропорта, можно также захватить вокзал Алматы-1, то есть всего 3 остановки: центр-аэропорт-вокзал Алматы-1-центр. Или пустить ветку метро.
Кстати, во многих крупных городах Евросоюза есть такие автовокзалы около аэропортов.
Причем не только автобусов, но и метро, легкорельсового транспорта, трамваев и другого общественного транспорта.
Изначально аэропорты там являются местами, где идет конкуренция частных такси и общественного транспорта. А такси там ходят четко по определенному государством тарифу. Например, в том же Вашингтоне город и окрестности поделены на зоны. От белого дома до аэропорта в Кристалл-сити стоимость проезда на такси составляет 12 долларов. А в аэропортах Алматы и Астаны проезд до центра города стоит от 5 до 10 тыс. тенге.
В китайском Урумчи доехать из аэропорта до центра на такси стоит 49 юаней, или около 1,2 тыс. тенге. И расстояние намного больше, чем из аэропортов Алматы и Астаны до центра города.
В том же немецком Франкфурте прямо в аэропорту есть станции для нескольких видов общественного транспорта. Кто хочет, может прямо из аэропорта садиться в такси и ехать по утвержденному властями тарифу (и удобнее, и практичнее), а может пройти 50-100 метров и сесть в один из видов общественного транспорта (дешевле).
Проблема в том, что аэропорты крупных городов Казахстана являются либо муниципальными, либо частными. И в первом, и во втором случае главная их цель – извлечение прибыли любой ценой.
Чтобы навести порядок в аэропортах, властям нужно, в первую очередь, разобраться с формой собственности объектов. Если есть необходимость, перевести их в муниципальную или государственную собственность, и тогда муниципалитет или государство будут нести полную ответственность за их работу, в том числе за выдворение с прилегающих территорий «стихийных» таксистов. Если аэропорты передать в частную собственность, то весь процесс передачи, договоры и другие документы должны быть прозрачными. И тогда государство или муниципалитет должны заключить такие контракты с частниками, чтобы вопрос о «стихийных» таксистах вообще не поднимался.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.