Казахстан будет закупать у России 1,5 млн тонн светлых нефтепродуктов
Россия и Казахстан продлили действие межправительственного соглашенияРоссия и Казахстан продлили действие межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 9 октября 2010 года до 2025 года. Соглашение пролонгировано до 2025 года, синхронизировано с существующими контрактами до 2019 года, плюс пятилетние периоды, на которые автоматически продлевается контракт, если одна из сторон за полгода не уведомит другую о намерении выйти из соглашения.
Согласно межправительственному соглашению России и Казахстана, действие которого теперь продлено на период до 2025 года, квотируются беспошлинные поставки в республику из России нефти и светлых нефтепродуктов, запрещены поставки светлых нефтепродуктов из Казахстана в третьи государства, а также темных нефтепродуктов из России в Казахстан.
Продление этого соглашения очень важно для нашей республики, так как объем производимых на нефтеперерабатывающих заводах Казахстана нефтепродуктов недостаточен для удовлетворения внутреннего спроса. Более того, поставки нефти из России необходимы для обеспечения сырьем отечественных НПЗ. Основной задачей продления действия данного соглашения, по мнению Анатолия Воронина, аналитика международного финансового холдинга FIBO Group, является загрузка Павлодарского НПЗ, который еще со времен СССР ориентирован на западно-сибирскую нефть. Потребности этого завода, по информации международного финансового холдинга, составляют порядка 4,8-5 млн тонн в год. Однако на производительность Павлодарского НПЗ влияет ситуация с бензином на рынке Казахстана. В случае увеличения запасов бензина производство на этом НПЗ сокращается.
По официальным данным, в 2014 году Казахстан планирует импортировать главным образом из России, 1,069 млн тонн бензина и 600-650 тыс. тонн дизельного топлива. По мнению же г-на Воронина, объем поставляемых светлых нефтепродуктов будет равен 1,2 -1,5 млн тонн. Эти объемы, по словам аналитика, будут регулироваться и зависеть от ситуации на внутреннем рынке. «Вся эта цифра балансируется внутренним потреблением и внутренним же производством, которое пока отстает от потребностей рынка», – подчеркнул Анатолий Воронин. Отечественные НПЗ, по официальным данным, в 2014 году планируют произвести 2,9 млн тонн автобензина при прогнозируемом потреблении в 2014 году в 4,2 млн тонн.
Однако, как считает г-н Воронин, после 2016 года, когда завершится реконструкция трех НПЗ, ситуация должна измениться и после выхода их на проектную мощность – проблема с поставками бензина будет полностью снята. По планам правительства, это должно произойти к 2022 году. Кроме того, в дальнейшем Казахстан будет иметь экспортный потенциал по бензину порядка 400 тыс. тонн и по дизтопливу – более 500 тыс. тонн. Но такая ситуация сохранится до 2022-2023 годов. С учетом ежегодного увеличения потребления ГСМ топливный рынок РК будет испытывать значительный дефицит бензина уже с 2025 года, а дизтоплива – с 2023 года. С авиатопливом ситуация будет стабильной вплоть до 2030 года.
О том, как будет осуществляться загрузка Павлодарского завода – по трубе из России, или сырьем из Казахстана – сказать пока сложно. Здесь могут влиять и экономические, и даже политические факторы.
Позволить избавиться от зависимости от российской нефти должно увеличение объемов добычи внутри страны. Согласно стратегии, принятой АО «Национальная компания «КазМунайГаза» (КМГ), компания намерена усилить работу по геологоразведке на суше и на море с целью прироста запасов углеводородного сырья, увеличить добычу нефти и газа, создать гибкую систему транспортировки нефти и газа, увеличить мощности отечественных НПЗ и повысить качество нефтепродуктов. В следующие 10 лет КМГ планирует увеличить объем добычи сырой нефти и газового конденсата до 35,4 млн тонн в год. Однако и это вряд ли будет для нас панацеей. Дело в том, что основной прирост в добыче нефти компания ожидает достичь за счет проектов Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
Так, по прогнозам, уровень добычи ТОО «Тенгизшевройл» увеличится до 38,6 млн тонн. На долю национальной компании в этом случае будет приходиться около 7,7 млн тонн, с учетом того, что КМГ владеет 20% этого проекта.
На Карачаганаке планируют стабильно получать 10,1 млн тонн жидких углеводородов ежегодно. При этом КМГ за счет владения 10% проекта будет получать 1 млн тонн нефти в год.
Что же касается Кашагана, то рассчитывать на него, по всей видимости, в ближайшие два года не придется. Самое большое нефтяное месторождение в Казахстане может быть заморожено сроком на 2 года. Такую информацию опубликовал международный информационный портал Quartz.com со ссылкой на источник, близкий к проекту.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.