Реформа дорожного движения: благо или бег по кругу?
Реформа дорожного движения, затеянная властями, призвана снизить аварийность на дорогахРеформа дорожного движения, затеянная властями, призвана снизить аварийность на дорогах, сделать поездки безопасными, а водителей – дисциплинированными. Кое-что, конечно, изменится, но чтобы перемены были глубинными, нужно обеспечить равенство всех перед законом.
С конца апреля размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения выросли в среднем в 2-3 раза. Эти нововведения уже внесены в Административный кодекс и применяются полицией.
Депутаты, которые проголосовали за Административный кодекс, уверены, что повышение штрафов снизит аварийность на дорогах. Но с ними не согласны автолюбители, полагающие, что высокие штрафы лишь увеличат размеры поборов.
Однако власти не ограничатся только повышением размера штрафов. Так, в ноябре 2014 года вступит в силу новый Закон «О дорожном движении». С этого момента появятся новые водительские права, в которых будет семь категорий и шесть подкатегорий, будет запрещено разгоняться свыше 100 километров в час на трассах, где нет бетонных разделителей, и наносить на автомобили аэрографику.
Еще одно нововведение, позволяющее оплачивать штрафы в первые сутки после нарушения с 50-процентной скидкой и в первую неделю с 30-процентной, начнет действовать лишь с 1 января 2015 года. Предполагается, что новый Кодекс об административных правонарушениях примут к этому времени.
Когда в январе текущего года во время правительственного часа в мажилисе министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов отчитался об аварийности на дорогах, многие поначалу опешили.
Так, по словам министра, количество дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с прошлым годом, выросло на 65% и достигло 21,5 тыс. На дорогах погибло 3 037 человек и почти 50 тыс. получили ранения.
Понятно, что с выросшей аварийностью необходимо как-то бороться. Как заявил главный полицейский, правительство планирует увеличить количество камер фиксации нарушений на дорогах. Кроме того, будут внедряться информационные системы контроля над дорожным движением «Перекресток». Но это только одна составляющая борьбы.
Другая составляющая – увеличение размеров штрафов. Согласно новым поправкам, внесенным в Кодекс об административных правонарушениях, за превышение допустимой скорости и за остановку в неположенном месте, разворот в запрещенном месте, создание затора на перекрестке административный штраф вырос в 2 раза и составил 10 МРП (18 520 тенге), парковка в неустановленном месте до 20 МРП (37 040 тенге). 3 года лишения права управления транспортным средством грозит водителям, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения, а также за отказ от освидетельствования, за совершение ДТП в состоянии опьянения – 5 лет (ранее 4 года).
В принципе, властям, если принять во внимание и другие меры, в частности, ограничение скорости и скидки на штрафы, нельзя отказать в комплексном подходе к проблеме роста аварийности на дорогах.
Как считают некоторые депутаты и эксперты, рост штрафов может спровоцировать рост коррупции в рядах полиции.
По большому счету, Казахстан и после 1 января 2015 года, когда намечается введение скидок на штрафы, будет вынужден идти по российскому пути. То же самое – ужесточать ответственность нарушителей, оснащать автомобили видеокамерами и увеличивать количество «скрытых проверок» полицейских.
По идее предела ужесточению ответственности нарушителей ПДД нет. Так, например, в Китае расстреливают наркоторговцев, и там практически нет наркомании, а в Узбекистане дают 15 лет за угон машины – и там практически нет угонов.
Но идти по этому пути опасно. Можно, как в Китае и Узбекистане впасть в крайности, что нецелесообразно, если Казахстан хочет остаться цивилизованной страной.
Что же касается видеонаблюдения или модернизации технического оснащения полиции, то и здесь не все гладко. Кто сегодня может дать гарантию, что полицейский, оснащенный самыми последними достижениями техники, станет меньше брать? Никто.
Что касается «скрытых проверок», то и они малоэффективны, пока нет изменений в сознании полицейских. То есть от контроля одними недобросовестными полицейскими других недобросовестных полицейских ничего не поменяется.
Вывод очевиден: вместо того чтобы увеличивать штрафы, тратить деньги на видеонаблюдение, модернизацию полиции и «скрытые проверки», лучше обеспечить равенство всех перед законом. Люди поверят правительству, если в один прекрасный день оштрафуют крупного чиновника, водитель которого нарушил ПДД, и это будет постоянной практикой.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.