Власти меняют акцент налоговой нагрузки
В правительстве считают, что основную часть налоговых сборов должны формировать физические, а не юридические лицаВ правительстве считают, что основную часть налоговых сборов должны формировать физические, а не юридические лица. Причем именно с этим обстоятельством они связывают быстрые темпы развития казахстанской экономики и ее способность совершить прорыв.
Кстати, открыто на сей счет еще на прошлой неделе высказался министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев. По его мнению, в рамках вхождения Казахстана в 30 наиболее развитых стран доля налогов с физических лиц в общей налоговой базе республики должна достичь 80%.
«Я согласен с одной вещью, что в будущем в рамках нашего вхождения в 30 наиболее развитых стран мира пропорция должна меняться, потому что должны расти доходы населения. В этом случае государство должно от него получать соответствующе больше налогов. Тогда будет снижаться нагрузка для бизнеса и будет расти налоговая нагрузка на физлиц. У нас пока пирамидка перевернутая, поэтому сегодня, когда мы говорим об общей налоговой нагрузке, идеальной пропорции, которая у нас предполагается, нет. Физлица у нас не платят 80% в бюджет, как мы хотели бы», – сказал он в ходе обсуждения с депутатами сената парламента налоговых льгот в РК.
Глава МЭБП напомнил, что в настоящее время в Казахстане довольно низкий уровень налоговой нагрузки как на физических, так и на юридических лиц.
«Мы последние 12 лет налогообложение, связанное с налогообложением физических лиц, практически не трогали. И налоговый режим, введенный с 2009 года для юридических лиц с новым Налоговым кодексом, КПН, который мы имеем, НДС, который мы имеем, вычеты, уровень ИПН 10%, который мы имеем, понятно, что по сравнению с развитыми странами у нас одна из самых маленьких налоговых нагрузок», – сказал он.
На Западе главный налогоплательщик – физические лица
Когда некоторые казахстанские эксперты утверждают, что на Западе налоговая нагрузка имеет именно такое соотношение – 20% платят предприятия, 80% – физические лица – они недалеки от истины.
Так, в 2009 году бюджет Германии складывался из социальных взносов (39,1%), индивидуального подоходного налога (24,4%), налога на добавленную стоимость (20,1%). Причем большую часть из этих налогов платят физические лица. А те же акцизы (7,1%), налог на прибыль (4,1%), налог на имущество (2,3%), как видите, составляют меньшую часть немецкого бюджета.
В результате, если внимательно проанализировать структуру бюджета Германии, можно сделать следующие выводы. Самую большую долю бюджета составляют социальные взносы и индивидуальный подоходный налог, то есть те самые поступления, которые обеспечивают физические лица. А так как акцизы, налог на прибыль не являются бюджетообразующими статьями, значит власти делают все от них зависящее, чтобы развивался бизнес.
Впрочем, и в США главными источниками наполнения бюджета являются подоходный, социальный и топливный налоги.
Примерно такие же пропорции, в основном направленные на физических лиц, имеются во многих европейских странах и других развитых государствах мира.
В Казахстане ситуация обратная
Да, на самом деле в Казахстане основная налоговая нагрузка лежит на юридических лицах. В частности, большую часть бюджета формируют корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, а для недропользователей – налог на сверхприбыль, специальные платежи, бонусы, роялти и др.
Индивидуальный подоходный налог сам по себе низкий и потому большой роли в формировании бюджета не играет. Тот же земельный налог, о повышении которого много раз говорили власти, тоже довольно низкий.
Считается, что перенос налоговой нагрузки на физических лиц будет способствовать росту заработной платы, более четкому налоговому администрированию, даст стимул для развития юридических лиц, а также повысит ответственность властей перед своими гражданами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.