Улетные взаимоотношения
Зачем синдикату российских авиакомпаний казахстанский рынок?На этой неделе появилась информация о возможной заинтересованности синдиката российских авиакомпаний в выходе на казахстанский рынок. Один из информационных порталов сообщил, что «выделен отдельный бюджет на создание негативного образа национального авиаперевозчика. Подготовленные блогеры и журналисты за энную плату выискивают любые причины, чтобы вытеснить с рынка «Эйр Астану» и запустить российских конкурентов», передает z001.kz. В авиакомпании «Эйр Астана» комментировать данную информацию отказались, сославшись на то, что она является слухами.
Между тем эта новость подняла другой вопрос: как в рамках Таможенного союза, а в дальнейшем Единого экономического пространства (ЕЭП) будут чувствовать себя отечественные авиакомпании и как это отразится на внутреннем авиарынке Казахстана?
Вторжения на внутренний рынок гражданских авиаперевозок нашей страны, по словам генерального директора казахстанской самолетостроительной компании AeroKZ Владимира Куропатенко, не произойдет. «Регулярные рейсы осуществляются на основе соответствующих межправительственных соглашений, где определяется количество авиаперевозчиков с обеих сторон. То есть если российские авиакомпании захотят войти на наш рынок, необходимо будет ввести соответствующие изменения в межправсоглашения», – уточнил г-н Куропатенко.
Вместе с тем Нурлан Жумасултанов, председатель правления АО Bek Air, положительно оценивает возможность выхода российских авиакомпаний на рынок РК. «При ЕЭП мы будем обязаны открыть друг для друга рынки. Если это произойдет, конечный потребитель только выиграет и это нормальная рыночная ситуация», – считает г-н Жумасултанов. Более того, открытие границ будет иметь обоюдный характер, соответственно, и казахстанские авиаперевозчики смогут совершать рейсы на территории Российской Федерации. «Bek Air с удовольствием бы вышли на российский рынок и, думаю, мы бы себя неплохо чувствовали и там. Я не вижу здесь никакой проблемы», – заметил эксперт.
Между тем рынок авиаперевозок растет. Согласно данным комитета гражданской авиации РК, в 2012 году аэропортами республики обслужено на вылет 55 615 регулярных рейсов, из них по расписанию – 47 268 рейсов, с задержкой – 8347. Регулярность составила 84,9%.
В сравнении с аналогичным периодом 2011 года за 12 месяцев аэропортами обслужено 51 849 рейсов, из них задержано 8373 рейса. Регулярность полетов составляла 83,8%.
Как показывает анализ, количество обслуженных рейсов возросло на 3766, регулярность выросла на 1,1%.
Кроме этого, в нашей республике существует программа субсидирования регулярных внутренних авиаперевозок, которая направлена на реализацию стратегического направления по развитию транспортной инфраструктуры РК, достижение целей по опережению темпов развития транспортно-коммуникационного комплекса и на выполнение задач по повышению уровня развития инфраструктуры гражданской авиации, а также для соединения Астаны с областными центрами Казахстана и городами областного значения и обеспечения доступности услуг авиатранспорта по социально-значимым рейсам для потребителей путем снижения тарифов на авиаперевозку. Так, к примеру, в настоящее время государством поддерживаются полеты АО «Эйр Астана» по направлениям Астана – Павлодар (стоимость билета – 14 500 тенге), Астана – Жезказган (стоимость билета – 14 000 тенге), полеты АО «Авиакомпания SCAT» по направлениям Алматы – Кокшетау (стоимость билета – 22 000 тенге), Усть-Каменогорск – Караганда (стоимость билета – 14 000 тенге), Караганда – Кызылорда (стоимость билета – 14 000 тенге) и другие.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.