Нужны ли бизнесу исследования?
В Казахстане наблюдается экономика предложения, а не спросаНа рынке консалтинговых услуг Казахстана сложилась неоднозначная ситуация. Одни предприниматели доверяют агентствам, заказывая исследования для бизнеса, другие – относятся к подобным анализам со скепсисом. Что сегодня представляют собой исследования для бизнеса: условие успеха или напрасно потраченные деньги?
Рынок исследований находится в кризисном положении. Как считает Леонид Гуревич, президент ТОО «BISAM Central Asia», кризис на сегодняшний день лихорадит профессиональное исследовательское сообщество. Сначала речь шла о маркетинговых исследованиях, позже – о бизнес-исследованиях. Он выделил несколько «болезненных симптомов», которые на данный момент присущи этому рынку.
«Симптомы кризиса – недостаточность существующих исследовательских инструментов для изучения поведения исследуемого объекта. Сегодня мы говорим о том, что не можем до конца понять поведение исследуемых нами аудиторий, потому что наши инструменты в основном требуют от потребителя выступать в роли эксперта. Человек не всегда сам осознает, что ему нужно», – комментирует г-н Гуревич.
Следующая важная проблема – растущая затратность исследований, а также неспособность потребителя оставаться диктатором рынка. «То есть сегодня не действует та классическая парадигма, которую мы продолжаем преподавать в университетах. На самом деле ситуация такова, что самые смелые запросы и фантазии потребителей не могут поспеть за технологическими возможностями товаров и услуг», – говорит он. Как заявляют игроки рынка, стоимость одного исследования варьируется от 500 тыс. тенге до 20 млн тенге в зависимости от сложности. Исследование любого рынка с отчетами составляет 1,5-2 млн тенге.
Самые распространенные методы анализа в настоящее время в тупике. Объект исследования все менее допускает, чтобы его изучали. «На наших глазах умирает традиционный квартирный опрос и личное интервью, потому что доступность в квартиры становится меньше. То же можно говорить об экспертном интервью. Я знаю, что многие компании специально проводят эксперименты. Они запускают один исследовательский проект, получая при этом разные результаты», – отмечает г-н Гуревич.
Напряженный диалог наблюдается между исследователем и заказчиком. Спикер отметил, что «из средства диагностики потребностей исследования должны превратиться в инструмент поиска и проверки идей. Рецепт есть, но лекарства действуют пока слабо».
Основная функция исследования – снижение рисков в бизнесе. Предприниматель, заказывая анализ, должен рассчитывать на надежность результатов и на то, что деньги были потрачены не зря. Специалисты в области исследований подтверждают: рынок исследований в Казахстане пока мал.
Как отметил Максим Гандрабура, директор ТОО «АйДжиЭм», необходимо четко разделять исследования для бизнеса, для госорганов, научные исследования. Однако совсем отказаться от исследований не представляется возможным. «Для бизнеса нужен поиск неочевидных ответов на вопросы в конкретных ситуациях. В то же время для выстраивания работы с интервьюерами необходимы время и инструктаж по работе с потребителями. Когда ставится вопрос о том, что будет завтра, тогда тоже обращаются за исследованиями. Такие исследования идут на грани с научной работой», – говорит он.
Эксперт проводил исследование и пришел к выводу, что сейчас существует экономика предложения, а не спроса. «Критически важно: что предложить, как предложить и как с этим зайти на рынок. Потребитель стал практически «пластилиновым» и из него можно лепить. Речь идет о том, что исследования должны быть ценными и отвечать на вопрос: как слепить что-то для потребителя, чтобы он это купил. Важно не само исследование, а как им пользоваться. А с этим у нас проблемы», – подчеркнул г-н Гандрабура.
В целом эксперты сходятся во мнении, что исследования должны превратиться из средства диагностики потребностей в инструмент поиска и проверки идей. Тем временем в развитых странах предприниматели широко используют услуги бизнес-консультантов и частных агентств. Хотя известны исключения из правил в лице Стива Джобса, который скептически относился к исследованиям.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.