Мораторий как бомба, которая может взорваться
Как только срок моратория закончится, рост тарифов может стать лавинообразным.В обществе крепнет убеждение в том, что с помощью моратория на повышение тарифов можно образумить монополистов. Но любой мораторий опасен своим накопительным эффектом. Как только срок моратория закончится, рост тарифов может стать лавинообразным.
Еще на прошлой неделе пресс-служба Мажилиса Парламента Казахстана сообщила о предложении объявить мораторий на повышение тарифов коммунальных услуг. «Сегодня всех нас, независимо от социального положения, уровня доходов, идейно-политических пристрастий, волнует и беспокоит одна общая проблема – постоянный рост тарифов на коммунальные услуги. Просим рассмотреть вопрос об объявлении моратория на повышение тарифов на услуги ЖКХ и просим дать ответ в порядке, установленном законодательством», – говорилось в депутатском запросе Жамбыла Ахметбекова на имя премьер-министра Казахстана Серика Ахметова.
По его словам, высокие тарифы коммунальных услуг стали в обществе наряду с безработицей одним из источников бедности, потому что отбирают немалую часть зарплат, пенсий, пособий у инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и работников бюджетной сферы. Причина, по мнению депутата, кроется в жилищно-коммунальной реформе, проведенной властью без учета жизненных интересов большинства населения, а также в передаче важнейших отраслей коммунального сектора в частные руки.
В принципе, идея моратория на коммунальные услуги очень даже заразная. К примеру, еще осенью 2012 года Верховная Рада Украины не поддержала законопроект «О моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения», предложенный депутатами от оппозиции. Законопроектом предусматривалось установить мораторий на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения без определения срока его действия. Планировалось также установить, что прекращение действия моратория возможно при одновременном повышении реальных доходов населения не менее чем на 30%, полной ликвидации задолженности по выплате зарплат, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению, установлении нового порядка расчета цен на жилищно-коммунальные услуги, при котором потребители оплачивают лишь потребленные ими объемы жилищно-коммунальных услуг.
Вариант моратория был жесткий и, быть может, поэтому не прошел через парламент.
Прошел год, и с инициативой ввести мораторий выступил премьер-министр Украины Николай Азаров. «В таких сложных условиях цены и тарифы естественных монополий должны быть не отягощением себестоимости, а, наоборот, стимулом роста. Президент Украины требует, чтобы правительство обеспечило мораторий на повышение тарифов для отечественных производств и в этом, и в следующем году», – отметил премьер.
То, что в прошлом году парламент не поддержал идею моратория, более-менее понятно. Тогда отношения между Россией и Украиной по газу были относительно стабильными. И то, что в текущем году мораторий все же может быть введен, тоже понятно. Россия в связи с тем, что Украина оформляет ассоциированное членство в Евросоюзе, начала давить на Киев. Возможно, будущая зима станет для Украины большим испытанием.
Казахстан же, в отличие от Украины, топливного кризиса испытывать не должен. И потому у нас нет никаких предпосылок, чтобы идти на мораторий вынужденно.
По сути, любой мораторий, если мы строим рыночное государство, ущербен.
На самом деле искусственное ограничение цен и тарифов неминуемо ведет к накопленной инфляции. Можно сколько угодно говорить о моратории, и даже его ввести, но со временем он станет обузой, возможно, неподъемной.
Весь период моратория может действовать накопительный фактор. И как только мораторий отменят, тарифы моментально вырастут, причем не так, как сегодня, постепенно, а резко и быстро.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.