KIOGE докопался до Кашагана, Тенгиза и Карачаганака
Аварий, которые якобы произошли на Кашагане, на самом деле не было.Аварий, которые якобы произошли на Кашагане, на самом деле не было. Об этом в рамках нефтегазовой конференции KIOGE рассказал Курмангазы Исказиев, заместитель председателя правления по геологии и перспективным проектам АО «КазМунайГаз» (КМГ).
Сейчас на Кашагане, по словам г-на Исказиева, проходит тестирование оборудования. Это естественный процесс, так как Кашаган является уникальным комплексом. «На объекте не было никаких аварий», – подчеркнул Курмангазы Исказиев. Как заметил зампред правления КМГ, на Тенгизе и Карачаганаке были подобные ситуации. Там также потребовалось время для наладки оборудования.
Сегодня по любому проекту в рамках закона о недрах и недропользовании проводится этап опытно-промышленных работ и технологическая схема разработки месторождения в последующем. Сейчас опытно-промышленные работы проводятся на Кашагане. В рамках этого этапа идет не только налаживание оборудования, но и работа по изучению функционирования самого коллектора на месторождении.
Несмотря на то, что в данный момент идет процесс тестирования оборудования, сроки начала коммерческой добычи на Кашагане, по мнению г-на Исказиева, не должны сдвинуться. При этом спикер отметил, что по срокам «ничего конкретного» пока сообщить не может.
Освоение месторождения Кашаган, по замечанию Жакыпа Марабаева, заместителя управляющего директора NCOC, является одним из наиболее сложных, с которым приходилось сталкиваться мировой нефтяной индустрии. Высокое пластовое давление и большое содержание серы в нефти затрудняют добычу. Именно поэтому налаживанию процесса на месторождении уделяется особое внимание.
Также г-н Исказиев подчеркнул, что на этом месторождении должны заботиться о безопасности не только людей, задействованных в проекте, но и всего региона. Бюджет на реализацию природоохранных мероприятий в 2012 году, по информации г-на Марабаева, составил $55 млн. Запланированный бюджет на реализацию природоохранных мероприятий составил $77 млн.
На Кашагане запланировано поэтапно нарастить суточный уровень добычи с 40 тыс. баррелей до 180 тыс. баррелей. И когда эта цифра достигнет 370 тыс. баррелей, тогда можно будет говорить о коммерческой добыче нефти.
С началом добычи нефти на Кашагане Казахстану, по мнению Александра Ершова, руководителя проекта «Товарные и энергетические рынки» Tomson Reuters, необходимо искать новые рынки сбыта. Основным вопросом для Кашагана является то, какой будет основной маршрут экспорта и как будет он организован. Сегодня, по информации г-на Ершова, физического дефицита нефти в мире нет. Именно по этой причине Казахстану стоит задуматься о путях экспорта для кашаганской нефти.
Приоритетным направлением для кашаганской нефти, по признанию г-на Исказиева, является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Но Казахстану для диверсификации рисков необходимо рассмотреть и другие направления.
Наша страна может поставлять добытую на Кашагане нефть по трубопроводам «Транснефти». Так, «Транснефть» со своей стороны заявляла о готовности принять объемы кашаганской нефти, которая будет добываться на первом этапе разработки месторождения. Этот вариант, по мнению г-на Ершова, привлекателен для Казахстана тем, что у «Транснефти» есть выход на Балтику, Восточную и Центральную Европу и на Черное море. Но для «Транснефти» транзитный казахстанский ресурс никогда не был приоритетом. Не секрет, что Казахстан получал позиции на экспортных направлениях по остаточному принципу. Однако у КТК ограничен потенциал, и трубопровод требует расширения. Объемы, которые сегодня есть у КТК, являются недостаточными для всех желающих, кто хочет воспользоваться услугами этого трубопровода.
В то же время многие эксперты уверяют, что китайское направление наиболее перспективно для кашаганской нефти. Но по этому направлению, по информации г-на Ершова, также есть ограничения по инфраструктуре. С другой стороны, китайский рынок перспективен тем, что он независим. Тогда как на рынке Европы велика конкуренция. К тому же нельзя забывать о развитии сланцевой нефти, которая также создает дополнительную конкуренцию.
Другим не менее интересным вопросом, который эксперты обсудили в рамках KIOGE, является проект расширения добычи на месторождении Тенгиз. «Недавно центральная комиссия по разработке подтвердила вариант по расширению месторождения 10С», – рассказал г-н Исказиев. Вариант расширения 10С позволяет разрабатывать месторождение и после 2033 года. Всего было рассмотрено 28 вариантов. Из них ТШО выбрало 1 вариант, КМГ его доработал, и в итоге компании выбрали этот вариант.
За счет реализации проекта расширения уровень добычи возрастет с 26 млн до 38 млн тонн в год. Проект будущего расширения, по информации Ануарбека Джакиева, заместителя генерального директора ТОО «Тенгизшевройл», включает в себя строительство объекта стабилизации сырой нефти в объеме 12 тыс. тонн, запуск новой системы сбора сырой нефти и начало работы 2 компрессоров закачки сырого газа.
«Весь проект расширения будет завершен к 2018 году. Расширение ТШО обойдется в $23 млрд», – рассказал Курмангазы Исказиев.
На Тенгизском месторождении на сегодня добывается 26 млн тонн нефти в год. После реализации проекта расширения этот показатель увеличится до 38 млн тонн в год.
Также
на конференции не могли обойти своим вниманием и еще одно крупное месторождение
– Карачаганак. Сегодня в Карачаганаке идет пересчет запасов, на основе которого
должна быть подготовлена новая технологическая схема разработки месторождения. После
разработки техсхемы план работы на месторождении будет пересмотрен. По новой
техсхеме, скорее всего, будет увеличение объемов добычи газа и снижение добычи
нефти.