Подушевое финансирование подстегнет конкуренцию
Подушевое финансирование подстегнет конкуренцию и оптимизирует количество школ Казахстан постепенно переходит к подуше...Подушевое финансирование подстегнет конкуренцию и оптимизирует количество школ
Казахстан постепенно переходит к подушевому финансированию школ. Оно, по мнению властей, подстегнет конкуренцию и заставит школы улучшать качество преподавания. Одновременно произойдет оптимизация количества школ: востребованные будут привлекать учеников, невостребованные — терять.
На прошлой неделе на брифинге Службы центральных коммуникаций ответственный секретарь Министерства образования и науки (МОН) РК Алия Галимова сообщила, что механизм подушевого финансирования в системе начального и среднего образования страны будет применен в пилотном режиме, начиная с сентября текущего года на базе 50 школ. «С первого сентября этого года мы начинаем пилотный проект такого финансирования 50 школ в 4-х областях — Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской», — сказала Алия Галимова.
«Введение подушевого финансирования в школе направлено на выравнивание условий получения качественного образования. Главный принцип — равномерное распределение финансовых средств на одного ребенка в каждом регионе», — отметила ответсекретарь ведомства.
По словам г-жи Галимовой, введение нового механизма финансирования позволит стимулировать качественную работу педагогов, дифференцировать их заработную плату не от стажа работы, а в зависимости от результатов. Она также уверена, что оплата труда педагогов при подушевом финансировании позволит привлечь к работе в школах молодых специалистов.
«Ведь раньше зарплата учителя во многом зависела только от стажа работы, квалификационной категории и учебной нагрузки, и „догнать“ их в зарплате молодой учитель мог только, отработав десять-двадцать лет», — добавила представитель МОН.
Как будет
Отныне финансирование школ, которые принимают участие в пилотном проекте, будет производиться путем размещения в школах государственного образовательного заказа. При этом государственный образовательный заказ (финансирование образовательного процесса) будет размещать МОН РК, а государственный заказ на обеспечение функционирования образовательной среды (финансирование образовательной среды) — местные исполнительные органы.
Вообще, необходимость подушевого финансирования давно назрела. Главная из причин — школы финансируются независимо от того, насколько высокий уровень образовательных услуг они предоставляют. И такое прокрустово ложе, когда хороший и плохой равны перед бюджетом, не позволяет повышать качество образования, не стимулирует директоров школ и педагогов к профессиональному росту.
Причем норматив подушевого финансирования просчитать легко. Государство устанавливает требования к качеству (материально-техническое и кадровое обеспечение) и результатам образовательного процесса. Выполнение этих требований при предоставлении образовательной услуги требует определенных финансовых затрат. Производится калькуляция таких затрат. Полученная сумма делится на число потребителей услуги на уровне школы, муниципалитета, образовательного округа или другой административно-территориальной единицы. Эта величина и является нормативом подушевого финансирования.
Сейчас жестко установлены нормы потребления электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды в школах. При этом фактические расходы превышают план, рассчитанный по нормам потребления. При подушевом финансировании определяются нормативы затрат на содержание здания в зависимости от типа здания, года постройки, климатической зоны, тарифов в регионе.
Кроме того, у директоров школ появятся стимулы разумно использовать бюджетные средства, потому что это может повысить их зарплату. То есть подразделениям МОН на местах надо будет на постоянной основе выявлять школы, ученики которых показывают лучшие результаты (на уровне района, области, республики). И эти школы дополнительно к бюджету, рассчитанному по нормативам, получат грант. Вознаграждение будет использовано на усмотрение руководства школы при участии органов самоуправления: выдать премии учителям и директору, улучшить материальную базу, нанять дополнительных работников. То есть появляются финансовые стимулы для повышения качества образования.
Риски и шансы их устранить
Вообще, когда речь заходит о подушевом финансировании, многое все же остается неясным. В частности, есть риски, что руководство школ будет заинтересовано в завышенной наполняемости классов, «мертвых душах», когда на бумаге ученик есть, а на самом деле его просто нет, в стремлении избавиться от нерадивых учеников.
Как правило, завышенная наполняемость классов происходила по следующей причине. Руководство школ стремилось привлечь как можно больше учеников для того, чтобы не стать малокомплектной школой. Понятно, что именно малокомплектные школы обычно обходят своим вниманием департаменты образования на местах. И потом, перед ними всегда стоит вопрос объединения с другой школой и опасность ликвидации.
Подушевое финансирование, как утверждают разработчики пилотного проекта, не будет поощрять завышенную наполняемость классов, а, наоборот, создаст финансовые стимулы для дробления больших классов. При этом разработчики исходят из следующего постулата: качество вступает в противоречие с количеством.
Понятно, что подушевое финансирование еще больше увеличит количество малокомплектных школ. На сегодняшний день — это 54% всех школ, в которых учатся 16% всех учащихся. Так вот, чтобы хоть как-то поддержать малокомплектные школы, разработчики пилотного проекта предлагают специальную систему финансирования.
В итоге в школах с нормальной наполняемостью затраты будут зависеть от числа учеников, тогда как в малокомплектных школах затраты будут зависеть не от числа детей, а от числа классов.
Как утверждают эксперты в сфере образования, критерий зависимости от числа детей и от числа классов нужно распространить и на школы с нормальной заполняемостью, чтобы у руководства школ не было соблазна собирать классы из 40−45 человек.
Еще одним существенным риском подушевого финансирования является соблазн для директоров школ указывать большее, чем на самом деле, количество детей. Так называемый фактор «мертвых душ». Единственной профилактикой такого явления является контроль со стороны чиновников из департаментов образования на местах. По словам экспертов, в то, что чиновники вдруг станут чистоплотными и не будут поддаваться на уговоры или материальное поощрение, поверить крайне сложно.
Другим риском могут стать попытки руководства школ всеми правдами и неправдами избавиться от учащихся с низкой успеваемостью и не всегда адекватным поведением. Пока в схеме подушевого финансирования нет никаких механизмов, принуждающих или стимулирующих руководство школ исправлять таких детей.
Кроме того, эксперт по управлению государственными финансами проекта «Поддержка сектору образования» Кадырбек Калканов (Кыргызстан) считает, что подушевое финансирование — это один из механизмов межбюджетных отношений. «Сейчас, чтобы изыскать средства на те же мел или тряпки, создают различные общественные фонды. Однако это теневая экономика. Посмотрите, кто сидит в этих фондах: учителя или приближенные к ним родители. Принцип подушевого финансирования говорит: пожалуйста, все свои дополнительные образовательные услуги утверди, и работай. При этом все финансовые операции должны осуществляться официально. Однако есть директора, которым полулегальные фонды выгоднее», — резюмирует он.
Но как бы то ни было, в принципе, подушевое финансирование — есть благо для образования. Фактически любой ребенок — это так называемые ходячие деньги. Выбрал какую-то школу, значит, эта школа получит за ребенка деньги. С другой стороны, Казахстану не избавиться и от оптимизации количества школ. Востребованные школы будут набирать учеников, невостребованные — терять. Поэтому одновременно с реформированием нужно решать и социальные проблемы переобучения освободившихся учителей.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.