Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Когда в Алматы появятся дроны-доставщики и причем тут роботы-собаки?

Когда в Алматы появятся дроны-доставщики и причем тут роботы-собаки?

Ерлан Есимсеитов и Алексей Ли рассказали, как будет работать аэрологистика и сколько средств уже инвестировали в проект

Автор:
Выбор редакции
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Согласно исследованию Global Data, мировой рынок беспилотных летательных аппаратов значительно вырастет. К 2030 году он увеличится почти в три раза: с 32,2 млрд долларов в 2024 году до почти 90 млрд долларов. А по прогнозам аналитиков Gartner, в 2026 году количество дронов-доставщиков превысит 1 млн аппаратов. Грузовые дроны уже используют логистические операторы DHL и FedEx, компании из сегмента электронной коммерции (Alibaba), а также специализированные игроки в сфере беспилотной аэрологистики: Wing, Zipline, Matternet или Dronamics. Бизнесмену, главе Freedom Holding Corp. Тимуру Турлову эта ниша также стала интересна. Его команда запустила испытания грузовых дронов в степи, а позже получила сертификат соответствия для таких беспилотников. Сейчас проект вышел на новый этап - началось тестирование роботизированных собак, которые могли бы взять на себя последнюю милю при доставке.

В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz исполнительный директор Freedom Lifestyle холдинга Freedom Holding Corp. Ерлан Есимсеитов и генеральный директор этого направления Алексей Ли рассказали, как будут работать роботы-собаки, когда их планируют запустить и сколько было инвестировано в этот проект. 

- Сейчас вы тестируете свои грузовые дроны в степи. Когда, по вашим оценкам, проект будет запущен на полную мощность?

Ерлан: Есть несколько факторов, которые влияют на этот процесс. Во-первых, наша инфраструктура. Сейчас мы тестируем три грузовых дрона. Максимальная дальность полета каждого из них - три километра: три километра в одну сторону и три – в другую. Мы запускаем такие дроны, замеряем разные параметры, анализируем их. Пытаемся понять, в какой конфигурации лучше и выгоднее доставлять товары беспилотниками.

Во-вторых, очень важна регуляторная среда. Сейчас мы с министерством ИИ и цифрового развития отрабатываем песочницу. Нам уже выделяют определенные зоны, где мы начнем тестировать свои дроны. Недавно, на форуме Digital Bridge 2025, мы представили киоски для дронов, которые планируем локализовать для начала в Алматы. Идеальная картина выглядит так: дрон взлетел со склада, привез до киоска какой-то товар, оставил его в киоске, а из киоска выбегает роботизированная собака с корзиной продуктов. И последняя миля – она довозит эту корзину до дома, офиса заказчика. Вам кажется, что это далекое будущее, но это не так. В Китай это будущее уже пришло. Это сегодняшняя реальность и такие проекты можно реализовать в Казахстане.

Приобрести soft или «железо» – не настолько сложно, для этого нужны лишь инвестиции. Более сложная задача – создать свое собственное программное обеспечение made in KZ. Мы сейчас формируем целую лабораторию под такой проект.

Алексей: Мы находимся в активном диалоге с акиматом Алматы, а не только с авиационной администрацией и с министерством искусственного интеллекта и цифрового развития по вопросу регулирования воздушного пространства «малых высот». Мы хотели бы в рамках регуляторной песочницы активно, уже на практике, совместно формировать законодательные инициативы, регулирующие правила игры для дронов.

- Когда планируете запустить роботов-собак и киоски для дронов? В течение трех лет стоит ждать этот проект?

Алексей: Три года, думаю – это очень уверенный срок. В идеале, конечно, в следующем году нам хотелось бы реализовать эту задумку.

Ерлан: Думаю, к середине следующего года, может к третьему кварталу 2026-го, роботы-собаки точно появятся на наших складах. 

- Как будет происходить доставка?

Алексей: На самом деле, пока в мире не так много компаний, которые практикуют доставку дронами. Поэтому каждый кейс по-своему уникален. Самый распространенный – доставка продуктов в частные дома. Например, во двор спускается на лебедке пакет с продуктами или лекарствами.

Если говорить о киосках для дронов – интересен опыт Китая. В интернете есть много видео, как беспилотник делает доставку: люди прогуливаются в парке, могут посмотреть через QR-код (на киоске – Ред.) меню, сделать заказ, и через три минуты к ним прилетит дрон с их заказом. Далее они из киоска забирают свою посылку.  

- Сколько стоят ваши грузовые дроны?

Алексей: Пока очень дорого. Стоимость одного беспилотника такого формата стартует от 25 тыс. долларов. Поэтому доставка дронами - это скорее инвестиции в технологическое будущее Казахстана, а не окупаемый в краткосрочной перспективе проект. Верим, что когда ежедневно в воздухе будут сотни дронов, себестоимость их производства сильно снизится. Мы открыты и даже готовы участвовать в их производстве.

Ерлан: Технология производства беспилотников за последние три года подешевела в два раза. Следующие 3-4 года она станет еще дешевле в два раза. И, соответственно, к тому моменту «железо» будет стоить не таких больших денег. Самая важная вещь, которая «вшита» в дроны, робота-собаку – это soft по их автономному управлению.

На фото: роботизированная собака Freedom Lifestyle, сверху - контейнер с продуктами 

Сейчас мы управляем такими роботизированными собаками через пульт. Наша цель на 2026 год – научиться управлять ими автономно. То есть, чтобы они выполняли задачи без вмешательства человека.

- По вашим расчетам, за сколько минут дрон может доставить товар?

- В зависимости от маршрута путь курьера от склада до точки доставки в радиусе трех километров может доходить до 40 минут. Тем более если на дорогах есть пробки. Дрон же осуществит доставку в разы быстрее: за 3-4 минуты.   

- Наверняка вы просчитывали, сравнивали стоимость доставки беспилотниками и курьерами?

Ерлан: Ориентировочно, одна доставка дронами будет стоить около 2800 тенге. Это та сумма, которую мы хотели бы брать с заказчика, если бы хотели, чтобы доставка окупилась. По нашим оценкам, к концу 2026 года сможем удешевить нашу доставку до стоимости курьерской. Стоимость доставки в радиусе двух или трех километров несильно отличается.

Мы планируем делать свои наработки по дронам VTOL – это тип беспилотников с вертикальным взлетом. Они летают на более длинные дистанции. Такой R&D (Research & Development) проект будем реализовывать в следующем году. Скорее всего, сможем использовать его в работе только через год.

- В какие города вы выйдете в первую очередь после прохождения этапа тестирования? Насколько мне известно, на эксплуатацию беспилотника могут повлиять туман, дымка, сильный дождь и, конечно, ветер…

Ерлан: Первая локация на нашей карте – Алматы и Алматинская область. Следующий этап, скорее всего, Шымкент, ведь там очень развит частный сектор. Почему Алматы? Наши дроны экологичны, у них нет выхлопов, они электрические. Северные города пока рассматриваем, так как там ветрено и холодно. Батарея дронов при агрессивной погоде может сломаться.

- Какие характеристики у ваших грузовых беспилотников по грузоподъемности?

Ерлан: Если говорить про фактические показатели наших дронов, в среднем каждый из них может поднять 10 килограмм. Это как раз приблизительный вес основной корзины продуктов в Arbuz.kz. 

- Предполагаю, что на первом этапе вы планируете доставлять продукты со складов Arbuz.kz

Алексей: На первом этапе - да. На втором – горячие блюда из ресторанов-партнеров. К тому же в нашем приложении Arbuz.kz уже представлены медикаменты, медицинские товары. Грузовые беспилотники идеально подходят, когда срочно нужно из одной точки в другую доставить медикаменты.

Мы открыты к диалогу с госорганами. В мире очень много прецедентов, когда есть потребность срочно доставить очень важные вещи. Например, кровь для переливания, противогистаминный набор для купирования аллергии, предотвратить остановку сердца, доставив дефибриллятор. Также при пожаре, аварии можно обеспечить быструю доставку противоожоговых средств. Причем без пробок. Считаю, что госслужбы экстренного реагирования в идеале должны быть оснащены грузовыми дронами.

Ерлан: Мы не ограничимся доставкой продуктов и блюд из ресторанов. Ведь в экосистему Freedom входят и другие компании, у них также есть складские помещения. Например, Freedom Mobile – занимается продажей гаджетов, смартфонов. У Тимура Турлова также есть в портфеле множество проектов, с которыми мы можем прорабатывать партнерские отношения. Например, он инвестировал в e-commerce игрока Chocofamily Holding., у них также есть dark store. Нам важно, чтобы весь город был охвачен (такими складами - Ред.), а это достаточно сложная работа.

- Уже достигнуты какие-то договоренности с ресторанами, аптечными сетями?

Алексей: Пока нет. Как только выведем наш проект по грузовым дронам в промышленную эксплуатацию, получим все необходимые разрешения со стороны авиационной администрации, будем готовы сотрудничать с партнерами.

- Когда все-таки вы завершите тестирование своих грузовых дронов и запустите их для доставки заказов?    

Ерлан: Предполагаю, что в полную мощь запустим наши грузовые беспилотники уже в начале 2026 года. Но у нас пока не хватает складов.

- Сколько инвестиций уже вложено в дроны-доставщики? Когда ориентировочно их планируете отбить?

Алексей: Повторюсь, считаем, что этот проект в первую очередь про технологическое лидерство, чем про краткосрочные и возвратные инвестиции.

На первом этапе инвестиции в проект составили порядка 120-130 тыс. долларов. Это именно вложения со стороны Freedom, а не личные инвестиции Тимура Турлова. На эти ресурсы мы уже провели первые исследования, обучили первых пилотов наших дронов, закупили первую партию беспилотников, а также провели первые реальные доставки. В результате на их основе мы собрали очень много материала. В ближайшее время начнем выпускать ряд исследований.

Уверены, что эта индустрия состоится, но для этого необходимо больше инвестиций.

- Насколько много?

Алексей: Миллионы долларов.

- О каких будущих вложениях в проект идет речь?

Ерлан: В 2026 году Freedom намерен инвестировать в наш проект как минимум 2 млн долларов. Мы понимаем, что это не конечная сумма. Если нам нужно будет увеличить бюджет, то мы выйдем на бюджетный комитет. На эти ресурсы хотим построить целую лабораторию по робототехнике. Она будет включать несколько зон. Первая зона – для тестирования дронов, вторая – для тестирования, изучения роботизированных собак. Третья – инженерные помещения, где 4D-принтер будет изготавливать различные детали.

- Какие именно детали?

Ерлан: Рассмотрим робота-собаку. Для нее нужен короб, куда можно будет положить упакованный товар. Также с помощью 4D-принтера можно изготовить крючки для наших грузовых беспилотников, чтобы что-то подвешивать, крепить.

Планируем дорабатывать дроны совместно с их производителями. У нас есть четкое понимание, что нам необходимо увеличить дистанцию для наших беспилотников, нарастить длину лебедки, установить дополнительные батареи на наши устройства. Такие работы будем проводить в нашей лаборатории.

Еще одна из задач – в следующем году запустить от 100 до 200 грузовых дронов.

- Алексей, в мае 2025 года вы объявили о закрытии онлайн-супермаркета по доставке фермерских продуктов Pinemelon в США, в Денвере. Сервис проработал в Штатах три года. На пике ваш ежемесячный объем продаж достигал 900 тыс. долларов. В своем Telegram вы сообщали, что «это был ваш первый опыт запуска компании в США – и точно не последний».  Вы тогда обозначили, что причина сворачивания проекта – «не хватило объема для выхода на точку самоокупаемости». Можете подробнее рассказать, почему пришлось покинуть американский рынок? Есть ли все-таки шанс возродить этот проект?

Алексей: Шансов возродить этот проект нет. Pinemelon, как и любой стартап, не справился. Выживаемость стартапов - один к десяти, и мы попали вот в эти девять. В этот проект были инвестированы как большие личные, так и привлеченные инвестиции. Они не позволили проекту выйти на тот ожидаемый масштаб, который необходим для самоокупаемости.

Сама по себе бизнес-модель по доставке фермерских продуктов достаточно сложная. Онлайн-супермаркет должен иметь несколько тысяч товаров, сотрудников, которые каждый день должны открывать и закрывать склад, расставлять товары на полки, собирать заказы и доставлять. Чтобы экономика этого проекта начала операционно сходиться – нужно сильно постараться.

Чтобы этот проект функционировал в одном городе, нам нужно было выйти примерно на аудиторию 50 тыс. стабильно покупающих людей. У нас на тот момент на пике было порядка 10 тыс. таких покупателей. Именно на пике. Наверное, то позиционирование, которое мы делали для Pinemelon, не подошло. И мы не смогли вывести проект на необходимый оборот.  

- Возможно, можно было перезапустить проект в другом городе США, где формат онлайн-площадки фермерских продуктов оказался бы более востребованным…

Алексей:  Возможно. У нас на тот момент уже был накоплен определенный багаж. В стартапе иногда правильнее сказать пора сворачиваться. И это был тот случай.

Напомним, о технологичной лаборатории Freedom X, которая занялась проектом по доставке различных товаров с помощью дронов преимущественно в аулы, стало известно в конце мая 2025 года. Тогда Алексей Ли сообщал, что инвестировать в проект по доставке товаров дронами планирует Freedom. Эта идея, по его словам, зародилась у Тимура Турлова в декабре 2024 года. Алексей Ли тогда отмечал, что разница в доставке еды, продуктов и повседневных товаров между городом и аулом ощущается особенно остро.

«Если в городе заказ приезжает за 20 минут, то жителю аула порой приходится преодолевать десятки километров до ближайшей аптеки – зачастую по непростым дорогам и в сложных погодных условиях», – подчеркивал предприниматель.

Лаборатория Freedom X рассматривала несколько сценариев по запуску проекта доставки разных товаров грузовыми дронами: доставка необходимых товаров в пригороды и отдаленные аулы; доставка в частные дома в городской черте (пицца за 15 минут); доставка на посадочные площадки с пунктами выдачи; экстренная доставка на трассу или открытую местность — например, при необходимости быстрой медицинской помощи при анафилактическом шоке, ожогах, остановке сердца.

«...мы тестируем дроны как от DJI, так и от нишевых производителей. Наша команда ежедневно выезжает в степь для тестов, собрали массу инсайтов», - подчеркивал Алексей Ли.

Летом 2025 года стало известно, что проект по доставке товаров грузовыми дронами получил первый в Казахстане сертификат соответствия. Алексей Ли тогда подчеркивал, что сертификация подтверждает, что их «техника отвечает требованиям безопасности и может использоваться в реальных условиях». 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в