Какие тренды наблюдаются на казахстанском рынке труда
Как соискатели находили работу, топ-5 причин ухода из компаний, топ-6 льгот по включенности в компенсационные пакеты
В Antal Kazakhstan презентовали результаты ежегодного исследования рынка труда и обзора заработных плат, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Старший специалист по маркетингу Antal Kazakhstan Кирилл Толмачев рассказывает, что исследование проводилось с 4 июня по 31 августа 2025 года.
«За это время в нем приняло участие 1754 респондента из числа топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и специалистов, которые работают в Казахстане», – делится спикер.
Поиск и смена работы
Менеджер по развитию бизнеса Antal Kazakhstan Кира Хрущева представила блок «Поиск и смена работы». По ее словам, у соискателей в целом удлинился период поиска работы – он занимает от одного до шести месяцев.
Готовность к смене работы. «Тут достаточно стабильная картина: почти половина кандидатов, которые есть на рынке, как всегда, не ищут работу, но готовы рассмотреть интересные предложения», – отмечает спикер.
«На какое повышение базовой зарплаты (оклада) вы рассчитываете при переходе на новое место работы? Такой вопрос мы задавали нашим респондентам. Чаще всего кандидаты оценивают прирост к своей заработной плате в районе 30% – так было раньше. Интересное изменение, на мой взгляд – кандидаты рассчитывают на бо́льшее увеличение: 27% респондентов ожидают, что это будет от 31-50%. И у нас даже есть существенное количество респондентов (25%), которые ждут увеличения заработной платы на 50% и более», – сообщает Кира Хрущева.
Как соискатели находили работу за последний год. Топ-2 инструментов – это сайты по поиску работы (30%) и когда работодатель выходит напрямую (21%), резюмирует спикер.
«Был у нас интересный вопрос: готовы ли вы перейти на позицию ниже текущей, если компания и задачи будут более привлекательными? 40% ответили, что «нет, только на аналогичную должность или выше». Но также 34% ответили, что «да, готов(а) ради большей зарплаты/бонуса», – рассказывает менеджер по развитию бизнеса Antal Kazakhstan.
Респодентов также спросили, готовы ли они перейти в компанию-конкурента. «Тоже картина довольно классическая. Мы видим, что почти 60% кандидатов заинтересованы, готовы переходить к конкурентам. Основной запрос нашего клиента – это, естественно, кандидаты со схожей сферы (Antal – рекрутинговая компания, Ред.). Потому что они быстрее вникают в процессы, уже были в этой сфере, возможно, принесует что-то новое от конкурентов. Это довольно логично», – подчеркивает Кира Хрущева.
Мотивация и льготы
Директор по маркетингу Antal Kazakhstan Анастасия Солдаткина представила блок «Мотивация и льготы».
«Топ-5 причин ухода из компаний за последние несколько лет несильно изменились. Они меняются между собой: что-то выходит на первое место, что-то – на пятое. В прошлом году, если не ошибаюсь, основная мотивация была финансовая. За последний год люди уходили в первую очередь потому что не видели перспектив роста в своей компании», – сообщает Анастасия Солдаткина.
Она также рассказала о топ-6 льготах по включенности в компенсационные пакеты, напомнив при этом, что аудитория исследования – «в основном средний и высший менеджмент».
Come back. «За последние полтора-два года компании часто стали возвращаться к сотрудникам, которые уже у них работали. Безусловно, здесь речь идет о тех, кто ушел «хорошо», – уточняет спикер. Люди иногда сожалеют о том, что ушли из компании, добавляет директор по маркетингу Antal Kazakhstan.
Респондентов также спросили, по какой причине они вернулись – ответы смотрите на слайде ниже.
Удаленная работа. «Мы про нее много говорим в наших исследованиях, потому что видим запрос рынка», – подчеркивает Анастасия Солдаткина. По ее словам, за последние годы частота предоставления удаленки в компаниях незначительно снижается.
«В противовес этому мы видим, что потребность людей в гибриде, наоборот, растет. То есть здесь получается конфликт работодателя и соискателя», – заключает директор по маркетингу Antal Kazakhstan.
Респондентов также спросили: «Устраивает ли вас ваш формат удаленной работы?» 70% ответили положительно, говорит Анастасия Солдаткина. «Для зумеров эта опция чуть важнее, чем, условно, для иксов», – добавляет она.
В Antal Kazakhstan отдельно рассмотрели и количество дней на удаленке. «Мы видим, что наши респонденты чаще всего работают в формате 4-1 (офис-дом)», – обращает внимание спикер.
Заработные платы
«Для начала давайте рассмотрим, как же они изменились за прошедший год, – начал свое выступление старший специалист по маркетингу Antal Kazakhstan Кирилл Толмачев. – Мы видим, что проценты из года в год не совсем меняются: 60% отмечают, что у них увеличилась зарплата за последний год, 37% говорят, что она не изменилась, и у 3% заработная плата уменьшилась».
Но если смотреть в размере международного и локального бизнеса, то картина меняется. «Здесь ситуация немного другая. Как мы видим, представители международного бизнеса повышают заработную плату сотрудникам чаще, чем представители локального бизнеса: 70% против 45%», – резюмирует спикер.
Далее старший специалист по маркетингу Antal Kazakhstan сделал следующую ремарку: «Если данные, которые мы предоставляли вам до этого, это данные из нашего исследования рынка труда и обзора заработных плат по кандидатам-соискателям, то сейчас хочу вам предоставить данные от компаний, которые нам отвечали в рамках наших пульс-опросов».
Так, 54% компаний отмечают, что они уже повысили зарплаты своим сотрудникам в рамках индексации, 21% отвечают, что планируют повысить заработную плату до конца года, рассказывает Кирилл Толмачев.
Он также обращает внимание на график справа (см. слайд выше). «В целом компании планировали повышать заработные платы в среднем меньше, но повысили их на бо́льший процент. Если основной средний процент повышения был по плану от 4% до 12% (розовые столбцы), то основной фактический процент повышения составил от 7% до 15%. То есть компании в течение года пересмотрели свои планы по повышению заработных плат и немножко увеличили процент, который они закладывали на ФОТ (фонд оплаты труда – Ред.) изначально», – объясняет спикер.
А что будет в 2026 году? «Как мы видим, 83% компаний планировали повышать заработную плату своим сотрудникам на 2025 год. Но сейчас, если говорить о планах на 2026 год, лишь 68% компаний отмечают, что они будут их повышать», – делится Кирилл Толмачев.
Старший HR-менеджер Antal Kazakhstan Виктория Таксиди представила планы респондентов в отношении карьеры в течение одного года и трех лет (см. слайд ниже).
Респондентов также спросили, какие ключевые тренды они видят на рынке труда в 2025 году. Наиболее популярные ответы – дефицит квалифицированных кадров и увеличение текучести персонала.
В рамках исследования респонденты также ответили, какие soft skills они считают наиболее важными для их текущей должности – ответы представлены на слайде ниже.
Ранее сообщалось, сколько казахстанцев довольны своей профессиональной деятельностью. Во втором квартале текущего года в стране насчитывалось 9,3 млн занятых.
Приоритетом на 2026 год 71% топ-менеджеров назвали ИИ – исследование. При этом 69% планируют направить на внедрение технологии от 10 до 20% бюджета в ближайшие 12 месяцев.
Какие профессии рискуют исчезнуть первыми из-за ИИ? Искусственный интеллект все активнее внедряют в рабочие процессы.
В сентябре работодатели чаще искали кадры средней квалификации. Каждая вторая вакансия на Enbek.kz размещена для соискателей рабочих профессий.
Читайте также
При этом 69% планируют направить на внедрение технологии от 10 до 20% бюджета в ближайшие 12 месяцев
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.