Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Сохранится ли нулевая пошлина при ввозе электромобилей в Казахстан?

Сохранится ли нулевая пошлина при ввозе электромобилей в Казахстан?

Президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева рассказала, почему импортная таможенная квота по экомашинам быстро исчерпалась

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Исчерпание с 15 октября 2025 года годовой квоты на ввоз электромобилей в Казахстан не повлияет на размер таможенной пошлины. Она по-прежнему останется нулевой. Об этом на форуме «Такси Казахстан 2025» в Алматы заявила президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева. Она также рассказала, как развивается авторынок, какова доля китайских брендов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«В Казахстане работает 11 автопроизводителей. В январе-сентябре 2025 года в республике  официальными дилерами было продано 161,5 тыс. новых автомобилей, из них 64% - это авто казахстанского производства. В 2024 году – 205,1 тыс. Мы ожидаем, что этот показатель будет только расти», - начала Анар Макашева свое выступление.

Она также обратила внимание, что доля китайских брендов активно растет.

«Если в 2020 году доля таких авто не превышала 2%, то по итогам сентября 2025-го эта цифра достигла 34,5%. Если же посмотреть на карту китайских брендов в Казахстане, она постепенно расширялась. Если в 2022 году у нас в стране было представлено шесть брендов «родом из КНР», в 2023-м их пул вырос до 14. Сейчас же у нас реализуется 21 такое авто. Отмечу, в Китае производится более 500 локальных брендов авто», - сказала глава Казахстанского автомобильного союза.

Также Анар Макашева привела данные по рынку электромобилей. По ее словам, в Казахстане насчитывается свыше 16,4 тыс. таких машин. «За последние четыре года импорт таких экоавто постепенно растет. Если в 2022 году в Казахстан было ввезено 1 224 электромобиля, в 2023-м – 1 149, в 2024-м – 1 347, за 8 месяцев 2025-го - примерно столько же, как и в прошлом году», - подчеркнула эксперт.

Она обратила внимание, что недавно активно обсуждался вопрос по исчерпанию с 15 октября годовой квоты на льготный ввоз электромобилей в Казахстан. В результате на складах оказалось множество электромобилей, за которые теперь нужно будет платить 12%-ный НДС. Отметим, с 1 января 2026 года после вступления в силу нового Налогового кодекса ставка по НДС вырастет до 16%. 

«В рамках ЕАЭС у нас была квота на импорт электромобилей в Казахстан. Действовал режим: 0% импортная пошлина и 0% НДС. Сейчас в соцсетях бурно обсуждается вопрос продления квоты по электромобилям, которая закончилась. Я бы хотела сказать казахстанцам, что в Казахстане нулевая импортная таможенная пошлина сохранится навсегда. Даже если квоты не будет, всегда можно будет ввозить электромобили под нулевую таможенную пошлину. Акцентирую внимание, тут речь не идет о гибридных авто (имеющих двигатель внутреннего сгорания и электрический - Ред.)», - подчеркнула эксперт.

Почему таможенная квота на импорт электромобилей так быстро исчерпалась?

«Это связано с тем, что для некоторых дилеров, покупателей таких авто Казахстан является транзитной зоной. В результате часть экоавто оказываются в других странах. Таким образом, мы де-факто субсидируем льготной квотой другие государства. Поэтому при принятии решения о продлении льгот по финансированию электроавто через госпрограммы нужно анализировать весь спектр вопросов. Важно, чтобы электромобилями на льготных условиях пользовались граждане Казахстана на территории нашей страны», - резюмировала президент Казахстанского автомобильного союза.

Модератор сессии, независимый эксперт в области транспортной и экологической политики Елена Ерзакович также затронула тему льготного налогообложения ввозимых в страну электромобилей. 

«Обсуждается ли вопрос продления льгот по НДС для электромашин?» - адресовала она вопрос депутату мажилиса парламента Сергею Пономареву.   

«Знаю, что в Хоргосе у нас около 100 таких автомобилей скопилось. И известно, что один из факторов мощного развития рынка электромобилей - привлекательная цена таких машин. Если говорить про НДС, этот вопрос пока обсуждается. И к окончательному решению мы не пришли. Когда мы придем к какому-то решению, сообщим об этом», - ответил депутат.

Напомним, в конце сентября 2025 года Комитет государственных доходов заранее предупредил об ожидаемом исчерпании лимита на безпошлинный ввоз электромобилей на территорию Казахстана. 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в