Алим Удербеков: Мы создаем ИИ-прораба
Основатель компании Surfaice рассказал о том, как его стартап привлек 1,5 млн долларов инвестиций, и почему рынок США лучше готов к цифровизации стройки
Алим Удербеков, основатель стартапа Surfaice, в настоящее время проживает в Кремниевой долине и является выпускником программы Draper University. Его компания тренирует ИИ-модели для автоматизации управления строительством типовых проектов, таких как магазины, школы, больницы. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, как оказался в Калифорнии, почему строительная отрасль отстает в цифровизации и зачем нужен умный «прораб» на базе ИИ.
– Алим, расскажите, как вы оказались в Кремниевой долине?
– Всё началось с Astana Hub. Два года назад технопарк стал партнером Draper University – это не классический университет, а акселератор и образовательная платформа для предпринимателей в самом сердце Кремниевой долины. В рамках этого сотрудничества в 2023 году отобрали Топ-20 предпринимателей из Казахстана. Нам предоставили возможность пройти обучение в Калифорнии. Я оказался среди участников, и после пяти месяцев решил остаться в долине и полностью погрузился в развитие стартапов.
– Насколько сложно запускать стартап в Кремниевой долине?
– Я бы сказал, что стартап – это не про идею. Идея – максимум 10% успеха, всё остальное – это упорная работа. Многие думают, что стартап – это про «придумал – и всё». На деле это наука и искусство одновременно. Чтобы запускать стартапы в Кремниевой долине, нужно быть достаточно квалифицированным и невероятно вовлечённым, особенно когда возникают периоды неопределенности. Здесь высокие стандарты, и просто «хотеть» недостаточно, нужно действительно понимать предмет.
– Ваш основной проект сегодня стартап Surfaice. Как появилась идея его создания?
– Я давно работаю в этой индустрии и мне нравится строить технологические компании в сегменте строительства. Попав в США, я начал глубоко изучать, как работает строительный рынок в этой стране. Провёл более 70 интервью со строительными компаниями – от малых до крупных. Постепенно стал понимать, что наиболее эффективные процессы в стройке в типовых проектах: рестораны, школы, больницы, инфраструктура. Именно там особенно хорошо сработает искусственный интеллект – там есть данные, стандарты, шаблоны. Так и родилась идея создать AI-решение, которое ускорит и удешевит процесс строительства типовых проектов.
– Что именно предлагает Surfaice?
– Мы называем это вертикально интегрированным агентом, по сути – это ChatGPT, встроенный в процессы строительной компании. Он становится AI-прорабом: управляет коммуникациями, бюджетами, снабжением, сроками. Это цифровой ассистент, который анализирует данные, выдает рекомендации, подсказывает проблемные места в проектах.
Представьте, что у вас есть проектный менеджер, который построил 100 ресторанов McDonald’s, и теперь его просят построить Starbucks. Он справится – у него есть опыт. Наша система учится на таком опыте и помогает новичкам действовать как эксперты. Surfaice помогает проектным менеджерам делегировать повторяющиеся задачи ИИ и фокусироваться на управлении рисками и качеством.
– Как это выглядит на практике?
– Допустим, вы хотите построить сеть кофеен в 10–20 городах. Вы заходите в систему и просто вводите параметры: тип объекта, бюджет, сроки. Система сама рассчитывает бюджет, предлагает подрядчиков, показывает отклонения в графике и приоритеты. Это снимает массу рутинных задач и повышает продуктивность.
– Есть ли у вашей компании казахстанские клиенты или инвесторы?
– Среди инвесторов – несколько фондов, в том числе MOST Ventures Fund, Early-stage, Big Sky Capital (управляющий партнер — Адиль Нургожин), британская компания Sturgeon Capital Ltd., а также Shadow Ventures — известный венчурный фонд из Кремниевой долины, специализирующийся на технологиях в строительстве.
А вот среди казахстанских застройщиков пока нет активных клиентов. Мы не видим большого запроса и сталкиваемся с низким уровнем ИТ-культуры в строительстве. В США у нас уже семь постоянных клиентов. Там к технологиям относятся как к конкурентному преимуществу, а у нас пока зачастую — как к эксперименту.
– Ранее вы презентовали Surfaice президенту Касым-Жомарту Токаеву. В чем интерес государства к вашему проекту?
– У нас в стране не хватает школ, больниц, жилья, а это критическая часть благополучного общества. Мы показали, как ИИ может ускорять и удешевлять процесс строительства на зарубежных рынках и предложили внедрить наше решение для строительства трех школ в Казахстане. Президент поддержал идею. Сейчас мы начали работать с Министерством строительства и промышленности Казахстана – есть указ премьер-министра о включении нашего решения в систему разработки типовых инфраструктурных проектов.
– Расскажите про ваш опыт работы в других странах и про казахстанский проект MoyDom.kz.
– По образованию я инженер по управлению космическими комплексами, с отличием закончил МГТУ им. Баумана. Потом внедрял ERP-системы Oracle, работал в консалтинге, но мне всегда нравилось быть предпринимателем. Поэтому в 2014 году я стал участником Яндекс.Старт, где запустил первый в СНГ маркетплейс стройматериалов, который в итоге вырос в компанию с тысячами доставок в семи городах России. В 2021 году запустили MoyDom.kz – это был совместный проект с казахстанским партнером. После этого мне предложили съездить во Вьетнам, где сейчас наблюдается активный экономический рост. Там я вдохновился идеей создать B2B-маркетплейс строительных материалов для этого огромного рынка. Но попав в Кремневую долину, понял, что хочу заниматься не просто бизнесами, а инновациями. Мною драйвит желание сделать стройку предсказуемой и беспроблемной.
– Есть ли планы вернуться в Казахстан?
– Пока мы видим основной спрос на наш продукт именно в США. Здесь клиенты приходят сами, в Казахстане же пока часто приходится убеждать. Тем не менее, мы стремимся быть полезными своей стране. Хочется, чтобы казахстанские инженеры и предприниматели развивались вместе с нами. Поэтому мы активно работаем над пилотами в Казахстане. Вернуться – возможно. Главное – быть нужным!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.