Алексей Ли: Тимур Турлов инвестирует в доставку товаров дронами
Для осуществления проекта создана лаборатория Freedom X, проводятся ежедневные испытания беспилотников в степи
Предприниматель
Алексей Ли, закрывающий онлайн-супермаркет по доставке продуктов
Pinemelon в США, рассказал о проекте, который планирует запустить с главой Freedom Holding Corp. Тимуром
Турловым. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
По его словам, Freedom
инвестирует в доставку товаров дронами. «В декабре 2024 года в беседе «обо
всем» Тимур делился идеей: «Давно думаю, что было бы здорово, чтобы жители
аула, заказав через интернет, могли быстро получить с дроном самое необходимое –
еду, лекарства, что угодно». Так появился Freedom X – лаборатория, в которой мы
работаем над moonshot-проектами, способными драйвить технологическое развитие Казахстана, цифровым суверенитетом, а заодно укреплением экспертизы Freedom», -
написал Алексей Ли на сайте freedomlabs.kz.
Он подчеркивает, что разница в доставке еды, продуктов и повседневных товаров между городом и аулом ощущается особенно остро. «Если в городе заказ приезжает за 20 минут, то жителю аула порой приходится преодолевать десятки километров до ближайшей аптеки — зачастую по непростым дорогам и в сложных погодных условиях», - отмечает предприниматель.
Первым проектом подразделения (Freedom X - Ред.) стала доставка товаров дронами.
«Мы начали с изучения кейсов, способов разгрузки, автономных и управляемых режимов, десятков других нюансов»,- делится предприниматель.
Примеры сценариев:
· доставка необходимых товаров в пригороды и отдаленные аулы;
· доставка в частные дома в городской черте (пицца за 15 минут);
· доставка на посадочные площадки с пунктами выдачи;
· экстренная доставка на трассу или открытую местность — например, при необходимости быстрой медицинской помощи при анафилактическом шоке, ожогах, остановке сердца.
«Мы понимаем, что идти в производство дронов – не наш путь, это отдельный рынок с уже сложившимися игроками. Поэтому мы тестируем дроны как от DJI, так и от нишевых производителей. Наша команда ежедневно выезжает в степь для тестов, собрали массу инсайтов», - подчеркивает Алексей Ли.
Из открытий:
Предприниматель подчеркнул, что в подразделении поняли, что проекту подходят не все способы разгрузки продуктов. Есть дроны, которые могут автоматически разгружаться с лебедкой — без посадки. Есть дроны с грузовым боксом, они требуют площадки и участия человека в разгрузке. И каждый способ имеет свои плюсы и минусы — это мы как раз и тестируем.
Что видно уже сейчас: в реальных условиях характеристики дронов известных брендов могут существенно отличаться от заявленных. Например, вместо 30 кг грузоподъемности — 25, вместо 16 км дальности — 6.
Городская доставка и доставка «до аула» — это две принципиально разные инженерные задачи. Для дальних полетов нужен совсем другой класс дронов — с крылом.
Есть модели с парашютом, есть шестироторные модели — такие, по американским стандартам, считаются более безопасными. Параллельно с тестами в компании начали разрабатывать внутренние регламенты безопасности. Например, при сильном ветре и высокой нагрузке на батарею — дрон может сам принять решение: вернуться на базу или совершить посадку «куда придется».
«Но мы изучаем не только «железо». Нам важно выстроить инфраструктуру: предстоит создать распределенную сеть взлетных площадок, организовать центры управления и наладить обработку больших данных. Это инженерный и управленческий вызов», - отмечает Алексей Ли.
Что еще нужно, чтобы в Казахстане это стало реальностью?
· Управление грузовыми дронами относится к сертификатам 3-й категории — своеобразным «правам». В Казахстане пока нет общедоступных практических курсов на «права» этой категории.
· До февраля 2025 года в стране не было обученных и сертифицированных операторов беспилотных авиационных систем 3-й категории, а именно по направлению перевозки грузов. Лаборатория Freedom X совместно с Академией гражданской авиации обучили и готовимся выпустить первых операторов такого рода.
· Теоретический курс пройден, но практический курс все еще в разработке — этим занимается академия совместно с Авиационной администрацией Казахстана (ААК). У Академии сейчас стоит задача утвердить инструктора у ААК. В компании ценят подходы обоих учреждений, так как для них главным приоритетом идут безопасность и подготовленность в каждом шаге. Верим, что они смогут договориться и утвердить необходимые пункты.
· Далее предстоит разработка регламента экзамена, отработка регламентов полетов над различной местностью.
«Задач много, но мы готовы вкладывать все необходимые ресурсы. Поэтому продолжим укреплять команду энтузиастами-профессионалами. Инженеры, операторы дронов, проектные менеджеры, логисты — welcome. Мы открыты к диалогу с другими компаниями, кому c нами по пути. В наших целях не конкурировать, а вместе строить новый рынок с прозрачными правилами игры для всех», - подчеркивает Алексей Ли.
Ранее предприниматель объявил о решении закрыть онлайн-супермаркет по доставке фермерских продуктов Pinemelon в США.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.