Как автоматизация рекрутинга помогает бизнесу «нарастить мышцы»
Основатель проекта по цифровизации процесса отбора, собеседования и найма tapHR Бекұзақ Амангелді рассказал, как его платформа помогает повысить конкурентоспособность бизнеса
По итогам 2024 года мировой рынок программного обеспечения для онлайн-рекрутинга оценивается в 13,4 млрд долларов. Такие данные приводит Market Research Future. Аналитики считают, что ежегодно этот рынок будет расти в среднем на 8,3% в течение 7 лет. Компании осознают, что именно качественная автоматизация рекрутинга поможет им выйти на новый уровень.
О проблемах в рекрутинге
На рынке рекрутинга есть несколько ключевых проблем.
- Большой поток откликов. В результате у рекрутеров возникают сложности с обработкой огромного количества резюме. Многие из них просматривают каждое резюме вручную. К тому же не всегда отклики соответствуют заявленной вакансии. Например, на вакансию менеджера по продажам могут откликнуться и грузчик, и заведующие складом и т.д. В результате, чтобы «отсеять» нерелевантные резюме, рекрутер тратит много времени.
- Долгий процесс согласования с руководством. Если процесс коммуникаций между рекрутером и руководителем не автоматизирован, может теряться часть информации. Руководитель может затягивать с согласованием сроков интервью или долго не давать обратную связь. В результате процесс согласования кандидата на вакансию занимает несколько дней и даже недель.
- Трудности с проведением собеседований. В день у рекрутера может пройти по 5-6 «живых» собеседований, каждое из них может занимать 15-30 минут. К тому же собеседования могут проходить без четкой структуры, некоторые вопросы рекрутеры могут задавать по ситуации. Кто-то вообще забывает посмотреть резюме до интервью. Еще одна проблема – в компаниях обычно нет объективной системы оценки кандидатов. Часто решения принимаются интуитивно. Ведь рекрутеры не обладают быстрыми и точными данными для принятия решений по кандидатам.
К тому же многие компании заявляют, что HR несет стратегическую функцию. Но де-факто рекрутеры утопают в операционке: в табличках, согласованиях, отчетах вручную. Это не позволяет им видеть всю картину и делать прогнозы.
Почему был создан tapHR
Чтобы решить эти проблемы и сделать процесс рекрутинга качественнее, Бекұзақ Амангелді в апреле 2024 года со своими коллегами решил создать платформу tapHR. Тогда он занимал управляющую позицию в компании по продаже строительных материалов. «Я часто взаимодействовал с рекрутером. Мы теряли отличных кандидатов только потому, что весь рекрутинг происходил вручную: все отклики на вакансии обрабатывались вручную, согласования кандидатов затягивались, собеседования срывались из-за несогласованных графиков кандидатов, HR-специалистов и руководителей. Пришло понимание: HR – это не небольшой винтик в системе, а ключевая точка роста для бизнеса. Почему же в Казахстане процесс рекрутинга работает так же, как и 10 лет назад?» - задался вопросом Бекұзақ.
У всех троих сооснователей был технический бэкграунд. «Ранее мы вместе учились в Назарбаев Университете, специальность: «Компьютерная инженерия». Также я окончил магистратуру в том же университете, направление – «Инженерный менеджмент». Это дало мне понимание, как системно решать задачи», - уточняет он.
Чтобы «прощупать рынок», разработчики провели исследование. Опросив 40 рекрутеров в Казахстане и Узбекистане, выявили их боли. «Эти проблемы были такими же, как и в компании, где я работал», - отмечает он.
Какие опции доступны?
Работа над платформой заняла около года, ее разработка завершилась в январе 2025 года.
Она позволяет:
- Автоматизировать рутинные задачи: осуществлять скрининг резюме, делать рассылки, производить согласования, интервью.
- Дает понятные данные: на каком этапе теряются кандидаты, как быстро работают рекрутеры, какие источники размещения вакансий эффективны.
- Позволяет HR-директору разговаривать с бизнесом на языке цифр: «Мы сократили срок найма на 4 дня – это сэкономило компании 300 000 тенге».
Как работает автоматический скрининг резюме?
Платформа интегрирована с ключевыми сайтами по поиску работы, корпоративными сайтами, IT-телеграм-каналами. По желанию к ней можно «подключить» и почту.
Когда на вакансию поступает 300 откликов, платформа моментально анализирует их по ключевым словам, требованиям, опыту работы и навыкам. Сразу же выделяются релевантные резюме. Система не просто фильтрует, а еще и ранжирует резюме по степени соответствия вакансии. Самые подходящие кандидаты отображаются первыми. «В ручном режиме на это уходит часы. У нас – минуты. Точность отбора резюме повышается на 30-40%, а скорость – в 2-3 раза», - отмечает сооснователь проекта.
Как происходит автособеседование с ИИ-оценкой?
Платформа отправляет кандидату приглашение пройти видеоинтервью. Вопросы заранее настроены под вакансию – от профессиональных до общих, даже психологических. Необходимые вопросы и время ответов на каждый из них может настроить и сам рекрутер. Платформа предоставляет шаблоны тестов, если их нет в компании. Вопросы могут быть и открытыми. Если же кандидату нужно произвести расчеты или написать эссе – это также можно сделать. «У нас 6 форматов автособеседований. Они могут проходить не только в текстовом, но и в видео-/аудиоформатах», - уточняет Бекұзақ Амангелді.
После того, как кандидат записал ответы, ИИ анализирует их по содержанию, речи, уверенности, логике. В результате рекрутер получает отчет с оценками компетенций и краткое резюме по каждому кандидату. «Отчет доступный для восприятия. На странице каждого кандидата показан рейтинг, и по каким критериям он был оценен. Если же рекрутер захочет посмотреть видеозапись и вручную оценить кандидата – это тоже есть на платформе», - сообщил он.
Это дает возможность HR увидеть полную картинку, быстро оценить ответы кандидатов и определить, с кем приоритетней продолжить процесс отбора. Экономия времени существенна.
Еще одна опция платформы – она предоставляет подробную аналитику и отчеты по всем этапам найма. Система покажет, на каком этапе «проседает» ваша воронка. На этапе отклика на вакансию, анализе кандидатов или при устройстве на работу.
А именно:
- сколько кандидатов вы теряете на каждом этапе;
- где дольше всего задержка;
- какой источник (job-сайты или телеграм-каналы) дает лучших кандидатов;
- кто из рекрутеров наиболее эффективен.
«Если на каком-то этапе происходит задержка, мы высылаем уведомление рекрутеру. Чаще всего затягивается этап согласования кандидата с руководителем. Есть мировая статистика, что лучших кандидатов рынок забирает за 10 дней. И если компания не успеет за это время «отработать» с кандидатом, то его перехватят. Можно потерять ценного специалиста», - отмечает стартапер.
Таким образом, аналитика позволяет HR-директору принимать решения не на ощущениях, а на цифрах – стать полноценным стратегическим партнером для бизнеса.
«Адаптивная воронка» подбора предлагает оптимальное количество этапов найма в зависимости от типа вакансии. Например:
- для массовых позиций: автоотбор + тест → оффер;
- для специалистов: автоотбор → интервью → кейс;
- для руководителей: расширенная воронка с несколькими интервью, кейсами и soft skills-анализом.
В будущем проект планируется вывести на рынок Узбекистана, совершенствовать его функционал.
Если хотите узнать, как tapHR может помочь вашей компании, свяжитесь с нами для бесплатной консультации.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.