Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов
Сооснователь AVACON Нурсултан Есмаханов рассказал об инвестициях, уникальности проекта и с какими трудностями сталкиваются стартапы отечественной креативной индустрииИгроки рынка говорят, что индустрия виртуальной реальности набирает обороты после пандемии коронавируса. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz CEO AVACON – стартапа по организации виртуальных концертов – Нурсултан Есмаханов рассказал об инвестициях, как развивается креативная индустрия и с какими трудностями сталкиваются участники рынка. Спикер также поведал, с какими артистами сейчас ведутся переговоры по организации виртуальных концертов.
- Нурсултан, вы 12 лет занимались организацией мероприятий. Почему вы выбрали именно сферу концертов и рынок технологий виртуальной реальности в частности?
- Так получилось, что я действительно еще со школы занимался организацией различных мероприятий. Высшее образование я получал в Китае и Малайзии. Во время учебы в КНР мы организовывали Kazakh Party, а в Малайзию мы даже возили артистов. Там было такое движение – MyKazSociety, и я был в числе тех, кто организовывал мероприятия для этого сообщества.
После окончания учебы я вернулся в Казахстан. Здесь мне удалось поработать на Astana Expo, где я тоже занимался организационными вопросами, но позже переехал в Алматы. В южной столице мы начали организовывать форумы, провели концерты таких артистов, как Сакен Майгазиев, RaiM & Artur, Ирина Кайратовна, Алексей Чумаков. Во время некоторых из них я видел, как люди с особыми потребностями испытывают дискомфорт. Тогда я задумался о том, как сделать мероприятия более комфортными для них. Так возникла эта идея, и я начал анализировать рынок – это было в 2018 году. Вдобавок, обычно все крупные мероприятия, концерты известных артистов проходят только в больших городах. Это также подтолкнуло меня к изучению рынка виртуальной реальности.
Пандемия коронавируса в 2020 году поменяла ход игры. Если в 2018 году HTC и Samsung только создавали продукты для виртуальной реальности, то в 2020-м рынок получил дерзкий скачок. Появились технологии, микродатчики, специалисты. Крупные кинокомпании стали делиться этими технологиями, которые раньше использовались только в кинематографе. На рынке СНГ специалистов в этой сфере не было вообще. На тот момент у меня уже сформировалось понимание, как это все реализовать. Мне нужны были художники, кодеры, модельеры.
И потихонечку, с 2021 года, мне удалось захантить (переманить – Ред.) двоих разработчиков из компании Wargaming. Эти ребята участвовали в создании игры World of Tanks. Мы начали изучать проекты, познакомились с нашими российскими коллегами, поделились опытом. То, что у нас сейчас есть – тизеры, выполненные проекты – всё было реализовано после этих исследований. В августе 2022 года мы основали компанию, а сейчас выходим на зарубежный рынок.
- Сфера вашей деятельности относится к креативной индустрии. Как бы вы оценили ее развитие в Казахстане в настоящее время?
- К большим плюсам можно отнести кейсы таких артистов, как Димаш Кудайберген, Imanbek, Jah Khalib. Песня исполнительницы Liili появилась в Instagram Stories у Ким Кардашьян, а принц Абу-Даби использовал в Reels музыку Скриптонита. Творчество блогера Аминки Витаминки – это тоже часть креативной экономики. В плане наличия талантов у нас все хорошо: народ у нас живой, креативный и идейный.
Поддержка от государства, открытие частных фондов – это всё хорошо. Однако я бы сказал следующее. Бюджет выделяется, но специалисты учреждений, назначение которых – поддерживать проекты, некомпетентны. Допустим, у меня есть какие-то навыки, и мне в этом плане повезло: я могу написать бизнес-план, «упаковать» идею и предложить ее. И есть люди, условно, с классной идеей, но чтобы написать бизнес-план, собрать какие-то документы или что-то рассчитать, они обращаются в эти учреждения. И я часто вижу, что они не выполняют свою работу на 100%.
У нас на самом деле очень много талантов. Есть даже такое выражение про инвесторов Казахстана и США. Наши инвесторы находят риски и гробят на этом проект, а в Америке они помогают находить риски и их решения. И вот поэтому США развиты в плане кино, клипов, разработки игр. В целом движение у нас есть, но нет полного видения картины.
- На какой стадии сейчас находится ваш проект? Сколько времени ушло на разработку MVP (Minimal Viable Product – минимально жизнеспособный продукт с англ.)?
- Так как мы первопроходцы, на то, чтобы реализовать демоверсию, у нас ушло пять месяцев. Нашей целью было сделать картину максимально реалистичной – этого, как вы видели, мы уже добились. И к нам уже поступили предложения о сотрудничестве за рубежом: заинтересованные люди предлагают нам начать с их рынка – MENA. Рынком MENA называют страны Ближнего Востока и Северной Африки, такие как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Египет, Алжир.
- Сколько времени в среднем занимает организация одного виртуального концерта?
- Если мы говорим о большом артисте или каком-то масштабном проекте на крупные рынки, то ориентировочно только на согласование с лейблом, артистом, менеджментом может уйти два-три месяца. В это время мы пишем концепцию, сценарий, определяем локации и делаем раскадровку – это когда мы рисуем каждый кадр и показываем его артисту или его менеджменту. Сама работа занимает от шести до девяти месяцев: с учетом маркетинга и продаж. Получается, что весь процесс занимает максимум год.
- Расскажите подробнее, как работает система виртуального киноконцерта?
- Всё очень просто. В плане пользовательского опыта мы придерживаемся концепции трех кликов. Вы регистрируетесь в нашем приложении AVACON, производите оплату и получаете доступ к контенту. Пользователь может посмотреть его несколькими способами: 2D – обычный формат Youtube, 360 градусов – купив недорогие очки виртуальной реальности от 5 тыс. тенге, вы почувствуете погружение через телефон. В этом формате вы сможете смотреть по сторонам, и экран смартфона будет синхронизироваться с очками. Третий способ – при помощи полноценных VR-очков. В формате 360 градусов вы получаете на телефоне разрешение 4К, а через полноценные VR-очки – 8К. То есть качество, как и опыт просмотра, во втором случае – в два раза лучше.
- А сколько стоят полноценные VR-очки?
- Мои стоят около 150 тыс. тенге: там более 200 игр, есть локации для медитации, фильмы – это очень интересная вещь. Их можно использовать не только для просмотра нашего виртуального концерта. У меня есть друг-трейдер, и в его работе нужны мониторы, покупать которые постоянно – дорого. Он надевает такие очки и ставит себе столько экранов в виртуальной реальности, сколько ему нужно.
- Виртуальные концерты каких артистов вы уже провели и с кем ведутся переговоры в настоящее время?
- Первый проект был в 2021 году – Мустафа Сандал давал концерт на Алаколе. Мы также отсняли виртуальный концерт для Алексея Чумакова, но менеджмент артиста отказался покупать контент. В настоящее время ведутся переговоры с такими артистами, как Limba, Наzима, Димаш Кудайберген. Для Моргенштерна и Gunna наша команда делала часть работы на заказ с использованием наших графических возможностей.
- Давайте теперь поговорим об инвестициях. Какой их объем был первоначально привлечён в проект? Это были заёмные или собственные средства?
- В первую очередь это были собственные средства в размере 25 млн тенге. Мы вложили их в исследования, чтобы понять, сможем ли мы вообще все это делать. У меня не было желания идти к инвесторам с не готовым проектом: без идеи и MVP. То есть я взял на себя риск и вложил свои собственные средства. Рустам Кемпиров – мой кофаундер – привлек в проект еще 15 млн тенге. Это были частные инвестиции.
- Участвовали ли вы в каких-нибудь программах инкубации или акселерации?
- Мы участвовали в инкубационной программе при университете «Туран» в августе 2023 года. Мы также подавали идею на коммерциализацию в фонд QazInnovations, но получили отказ. Сейчас планируем пройти акселерационную программу при Astana Hub и еще одну – в Дубае.
- На какую маржу вы рассчитываете? Расскажите подробнее о бизнес-модели AVACON.
- Бизнес-модель у нас очень простая – продажа билетов. Насчет офлайн-мероприятий – если мы договариваемся с артистом, что делаем полный метр, то можем прокатать это через кинотеатры: есть системы IMAX, появились 6D и 8D-залы, где это все можно показывать.
Чистой прибыли у нас пока нет. По финмодели – если мы говорим про рынок СНГ, то чистая прибыль компании может составить 10 млн долларов в год. Если речь идет о зарубежных рынках, то это уже 50 млн долларов в год. Это цифры по одному виртуальному концерту. Ведь мы не ограничены географией: все онлайн. А стоимость билета, условно, в 20 долларов – подъемная цена. И для того, чтобы посетить концерт виртуально, нужны только интернет и эти 20 долларов.
Человек, который купил билет, может посмотреть концерт максимум три раза. После этого повторный просмотр обойдется ему в несколько долларов. Через полгода мы заливаем весь контент в YouTube – он становится бесплатным.
- Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?
- Мы с Русланом являемся соучредителями. У нас также есть CTO (технический директор – Ред.) – его зовут Николай. В нашей команде всего десять человек. В основном это разработчики и модельеры.
- Кого вы считаете своими основными конкурентами и в чем ваше преимущество?
- Наши конкуренты – все, кто может делать что-то похожее. Однако у них нет таких ресурсов. Для того, чтобы реализовать весь этот проект, в первую очередь нужно видение: человек должен любить отрисовывать контент. Это первое. Второе – это дорогостоящее оборудование: большие видеокарты, рендер-фермы, серверы, на которых мы храним все данные. Когда мы только делали наш тизер, мы не понимали, насколько сильно мы, оказывается, нагружаем компьютер. Видеокарта у нас сгорала несколько раз, а она стоит 2,5 млн тенге. И самое главное – это остродефицитные на рынке СНГ кадры: 3D-модельеры, разработчики. Не каждый может позволить себе содержать такую команду.
Нас можно назвать единственной компанией на рынке СНГ, которая предоставляет такую услугу. В дальнем зарубежье, конечно же, есть подобные компании. Что касается региона MENA, то там похожие компании больше заняты VR-турами или девелопментом (деятельность, связанная с созданием объекта недвижимости, его реконструкцией или изменением – Ред.).
- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?
- Небольшой штат. Если один человек, условно, модельер заболел или у него что-то произошло, то всё производство стоит. То есть мы ждём, пока он выполнит свою часть работы и передаст ее дальше «по конвейеру». Это первая сложность. Вторая – технические моменты: может вылететь какая-то программа или элементарно перегреться компьютер. Мы стараемся обходить этот момент с помощью мощных кулеров. Но технические неполадки всегда есть и будут – это нормально.
- Какие услуги или продукты вы планируете запустить в дальнейшем?
- Сейчас наш основной продукт – это виртуальные киноконцерты. Через два года мы хотим организовать в Казахстане школу, где будем обучать по нашей методологии. Таким образом, компания разделится на два департамента: gamedev (games development – разработка игр с англ.) и разработка контента для YouTube и концертов.
- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития стартапов?
- Я скажу так: да, бюджеты есть, проводятся интересные форумы, открываются новые частные и государственные фонды. У меня есть совет для стартаперов: объединяйтесь, делайте коллаборации, обязательно наймите юриста, программиста и человека, который круто продаёт – с этой базовой командой вы сможете выигрывать во всех баттлах.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.