Škoda Group рассматривает Казахстан как потенциальный рынок для своего бизнеса
Компания уже вышла на рынок Центральной Азии и подписала крупный контракт на поставку 30 поездов для железных дорог УзбекистанаВ настоящее время регион Центральной Азии представляется потенциально привлекательным рынком для крупного европейского производителя общественного транспорта Škoda Group. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал пресс-секретарь компании Ян Швегла.
Он сообщил, что недавно Škoda Group подписала крупный контракт на поставку 30 поездов для железных дорог Узбекистана и теперь планирует поучаствовать в тендерах на поставку других видов транспорта для этой страны – трамваев, составов метрополитена и автобусов.
«Мы видим серьезный потенциал и в казахстанском рынке, поскольку транспортные предприятия в крупных городах Казахстана планируют модернизацию подвижного состава, и у Škoda Group есть, что им предложить», - отметил Ян Швегла.
Сегодня Škoda Group специализируется на электровозах, составах пассажирских пригородных и междугородних поездов (одноэтажные и двухэтажные), низкопольных трамваях, составах поездов для метро, электробусах, автобусах на водородной тяге и троллейбусах, одновременно занимаясь разработкой и установкой систем управления и привода для транспортных средств. Таким образом, вся производственная линейка компании – экологически чистая, подчеркнул Ян Швегла.
На вопрос корреспондента издания, имеет ли Škoda Group какое-то отношение к производителю одноименного легкового автомобиля, собеседник ответил, что только историческое.
«С производителем легковых автомобилей Škoda, который с 1992 года входит в немецкую Volkswagen Group, у пльзеньской Škoda Group общая история. Машиностроительную компанию основал в ХIX веке предприниматель из города Пльзень по фамилии Шкода (Эмиль Шкода). В 20-e годы ХХ века в ее состав вошла фабрика по производству легковых автомобилей из города Млада-Болеслав недалеко от Праги, и с тех пор эта часть развивалась самостоятельно. По соглашению компаний, еще с 20-х годов ХХ века оба производства могут использовать торговую марку и логотип Škoda (в переводе - «крылатая стрела»)», - объяснил он.
При этом с 2018 года Škoda Group является частью крупнейшего международного холдинга PPF (со штаб-квартирой в Праге), уточнил Ян Швегла. «Когда PPF приобрела мажоритарный пакет акций компании от ее тогдашних акционеров, группы чешских частных инвесторов, у одного из них - Михала Корецкого сохранился миноритарный пакет размером около 14%», - пояснил он.
Примечательно, что в прошлом году PPF все-таки решила продать права пользования торговой маркой Škoda концерну Volkswagen Group, но только с 2029 года.
«Это поможет положить конец частой путанице между брендом автопроизводителя Млада-Болеслав и брендом плзеньской машиностроительной компании. Ребрендинг не повлияет на существующие или будущие заказы базирующейся в Пльзене группы компаний Škoda, включая Škoda Transportation», - считает Ян Швегла.
На данный момент производственные мощности Škoda Group располагаются в Чехии и Финляндии (производство трамваев типа «Арктик» для сложных погодных условий севера). Вместе с тем коммерческие и сервисные услуги, а также дизайнерские разработки компания предоставляет через свои филиалы в Польше, Венгрии, Германии, Италии, Австрии и Украине.
«В прошлом году Škoda Group приобрела бельгийский стартап по современным устройствам сигнализации и обеспечения безопасности поездов», - поделился собеседник.
По его информации, компания выпускает в год в среднем около 200 разных видов транспортных средств, в зависимости от портфеля заказов. «Естественно, что производство состава для метро длиной 120 метров требует больше времени и затрат, чем производство одного трамвая длиной 30 метров», - добавил Ян Швегла.
Несмотря на то, что последние три года пандемия и война в Украине оказывали негативное влияние на результаты деятельности Škoda Group, уже в прошлом году ситуация стабилизировалась.
«В 2022 году компания начала стабильно расти, а вместе с ней и показатель EBITDA. Рост прошлогодней выручки по сравнению год к году составил 26%, объем выручки достиг 764 млн евро. EBITDA по сравнению с годом ранее выросла на 22% и превысила 50 млн евро», - обозначил Ян Швегла.
Отметим, что недавно на встрече с казахстанскими журналистами директор по оценке деятельности компаний Группы PPF, член комитета по инвестициям Ондржей Фридрих также заявлял, что Škoda Group планирует вернуться на традиционные рынки. В частности, он напомнил, что во времена Советского Союза европейская транспортная компания поставляла практически во все республики СССР, включая Казахстан, свои трамваи, троллейбусы, автобусы и поезда. По словам Ондржея Фридриха, Škoda Group в настоящий момент рассматривает возможность участия в публичных тендерах в РК.
К слову, сама Группа PPF представлена на 4 континентах и владеет активами в 25 странах общей стоимостью более 43 млрд евро. Деятельность группы охватывает такие сферы, как финансовые услуги, телекоммуникации, СМИ, биотехнологии, недвижимость, транспортное машиностроение и электронная коммерция.
В Казахстане PPF известна как один из стратегических акционеров Home Credit Bank.