Группа PPF берет курс на Запад
Почему акционер Home Credit сворачивает бизнес в Юго-Восточной Азии, но усиливает позиции в Европе и КазахстанеВ текущем году международная инвестиционно-финансовая группа PPF со штаб-квартирой в Праге (Чехия) объявила о том, что собирается уходить с рынка Юго-Восточной Азии и переориентирует свою стратегию в сторону Западной Европы. Доказательством этого шага стала сделка по продаже двух дочерних организаций под брендом Home Credit, занимающихся розничным кредитованием в Индонезии и на Филиппинах.
«Мы ведем бизнес только там, где можем конкурировать с точки зрения стоимости капитала, фондирования и возможности роста», - прокомментировал ситуацию корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz директор по оценке деятельности компаний Группы PPF, член комитета по инвестициям Ондржей Фридрих.
По его словам, причиной ухода PPF Group из вышеупомянутых стран, несмотря на эффективность бизнеса, послужила сложность с получением банковской лицензии, которая была необходима для масштабирования деятельности и привлечения первичных депозитов, другими словами, дополнительного фондирования. Чтобы решить эту проблему, чешский акционер должен был найти местного партнера, уже обладающего такой лицензией. И вскоре нашел его в лице одной из крупнейших в мире финансовых групп, Mitsubishi UFJ (Япония). Однако японский инвестор, высоко оценив потенциал деятельности Home Credit в Индонезии и на Филиппинах, выразил намерение не делить бизнес, а целиком приобрести его у PPF, заведомо предложив чешской стороне сумму в несколько раз выше, чем сложившаяся величина капитала компаний. В частности, кредитная организация в Индонезии обошлась Mitsubishi UFJ в 209 млн евро, а на Филипиннах - в 406 млн евро. Таким образом, общая стоимость сделки составила 615 млн евро.
Вместе с тем вопрос о поиске партнеров с банковской лицензией для Home Credit в Индии, Вьетнаме и Китае до сих пор остается открытым. В целом PPF Group намерена реализовать свои активы и там, отмечает Ондржей Фридрих, так как группа решила укрепить свои позиции на европейском континенте.
На самом деле Home Credit, основанный в середине 90-х годов прошлого столетия, не имел глобально статуса банка, так как занимался в основном небанковской кредитной деятельностью, поэтому отдельно получение банковской лицензии не требовалось. Исключение в начале 2000-х годов составили Казахстан и Россия.
К слову, собеседник напомнил, что в первой половине прошлого года холдинг PPF и группа Home Credit приняли стратегическое решение покинуть российский рынок, выставив на продажу там активы сразу после вторжения РФ в Украину.
В свою очередь казахстанский банк Home Credit, принадлежащий на тот момент ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (Россия), в рамках сделки было решено выкупить напрямую топ-менеджентом самого PPF во главе с Иржи Шмейцем. К концу мая 2022 года эта задача была реализована на 75%. Тогда доля каждого участника в капитале казахстанского банка составляла не более 10%. Но уже к декабрю чешский предприниматель Иржи Шмейц приобрел оставшиеся 25% акций, тем самым консолидировав свою долю участия до 34,7%. А в середине июня текущего года PPF Financial Holdings решил сам войти в капитал Home Credit Bank Kazakhstan, воспользовавшись правом опциона и выкупив порядка 7,5% акций банка у двух миноритарных акционеров.
«Возникла ситуация, когда Home Credit Bank в Казахстане оказался как будто в вакууме, без матери. Но он выстоял, восстановился и теперь продолжает развиваться большими темпами. Для PPF - это индикатор того, что с этим банком можно иметь дело», - подчеркнул Ондржей Фридрих.
По его представлению, чешские акционеры сегодня возлагают большие надежды на казахстанский дочерний банк. Свидетельство тому - дополнительные инвестиции в размере 20 млн евро, которые холдинг выделил на запуск и развитие нового направления - цифрового приложения для малого и среднего бизнеса. Исторически Home Credit Bank в Казахстане специализировался, как и его «собратья», на продуктах для розничного сегмента. Теперь у финансового института появилась возможность диверсифицировать свою клиентскую базу и привлекать дополнительные инструменты для фондирования.
«Могу сказать, что это был один из первых проектов в моей жизни, который перевыполнил все показатели KPI, при этом полностью не использовав предназначенные на данном этапе ресурсы. Если команда, занимающаяся этим проектом, уже настолько успешно справляется с реализацией бизнес-плана, то и дальше, я уверен, он принесет хороший результат», - считает Ондржей Фридрих.
Пока Home Credit Bank Kazakhstan в сегменте МСБ делает упор на транзакционные операции, но в перспективе руководство банка не исключает внедрение кредитных продуктов для бизнеса.
Наряду с этим особое внимание будет уделяться углублению цифровизации во всех секторах. В частности, казахстанской дочке в течение ближайших двух лет предстоит построить такую платформу, которая позволила бы конкурировать на равных с крупными игроками рынка, уточнил директор по оценке деятельности компаний Группы PPF. «Не все хотят обслуживаться в больших банках, поэтому перед нами стоит задача – создать им альтернативу, чтобы клиенты в первую очередь могли выбирать наши услуги», - пояснил он.
Между тем Home Credit Bank Kazakhstan по показателю прибыльности уже находится на втором месте среди кредитных организаций международного холдинга после Air Bank, заработав только по итогам первого полугодия около 21 млн евро (10,2 млрд тенге). Для сравнения: чистая прибыль Air Bank, представленного как группа, в которую входят: одноименный банк и две кредитные организации - Home Credit в Чехии и Home Credit в Словакии, привлекающие фондирование от первого, составила порядка 51 млн евро (1,244 млрд чешских крон) за аналогичный период. Следует отметить, что в Чешской Республике Air Bank позиционирует себя как инновационный банк, модель которого берут за бенчмарк другие финансовые институты Европы.
При всем при этом очевидно, что в части развития финтех-направления и электронной коммерции западные страны отстают от Казахстана и Юго-Восточной Азии, признается Ондржей Фридрих. Об этом не раз упоминал при встрече с журналистами и генеральный директор PPF Group Иржи Шмейц. Именно это помешало международному холдингу в прошлом году инвестировать в проекты, связанные с предоставлением цифровых финансовых услуг в Германии.
«Мы рассматривали возможность сотрудничества с одним из партнеров, но потом выяснилось, что наши представления о скорости отличаются от представлений стандартных европейских банков», - заявлял публично Иржи Шмейц.
Тем временем для укрепления своих конкурентных позиций на европейском рынке и эффективного управления активами холдинг уже объявил о намерении развивать собственную экосистему.
«В Чехии у нас есть два сильных бренда – телеком-компания O2 и Air Bank, и мы ищем синергию в сети продаж и процессах, связанных с этим», - в июне сообщал глава PPF. Тогда же он уведомил и о планах по созданию необанка в Сербии на платформе действующего телекоммуникационного Mobi Bank (два года назад был приобретен холдингом вместе с оператором «Теленор» и назывался «Теленор Банк»). Основная идея заключалась в том, чтобы объединить в одном приложении банковские и телекоммуникационные услуги. «Мы проведем ребрендинг банка, он будет называться, скажем, Yettel Bank, как называются наши операторы на тех рынках, где мы купили активы норвежского «Теленора», - обозначил Иржи Шмейц. По его словам, если удастся реализовать данный проект в Сербии, то нет причин не попробовать это сделать и на других рынках, где у PPF есть телекоммуникационный бизнес.
Еще одно из перспективных направлений, на которое делает ставку холдинг, - e-commerce. В текущем году PPF приобрел 16,75% акций крупной европейской сети постоматов InPost. Сумма сделки составила 750 млн евро.
«Это явно инвестиции в Западную Европу. Возможно, сегодня InPost делает большие деньги в Польше, где она возникла и выросла, но в основном это ставка на то, что мы сможем охватить Великобританию и Францию и развиваться в Западной Европе, ведь компания также работает в Италии, Испании, Португалии и Бенилюксе. В поле зрения находятся и другие западные рынки», - прокомментировал решение руководства PPF Group Иржи Шмейц.
По его мнению, в будущем постоматы станут оптимальной формой доставки на европейском континенте, поскольку не все получатели посылок готовы целый день находиться в одной локации и ждать, когда привезут им товар. Плюс ко всему этот вид бизнеса позволит холдингу придерживаться общемировой повестки ESG, так как с экологической точки зрения услуги постоматов в 10 раз меньше оставляют углеводородный след, чем «доставка на дом».
В то же время у PPF есть еще дополнительно опцион на покупку 15% акций InPost до конца текущего года. Данный факт подтвердил корреспонденту издания и директор по оценке деятельности компаний Группы Ондржей Фридрих.
В целом стратегия PPF Group, по его определению, на ближайшие три года нацелена на трансформацию бизнеса. Однако эффективность деятельности холдинга будет зависеть не только от исполнения плановых финансовых показателей, но и от масштаба внедрения новых инновационных решений в группе, обратил внимание он.
Также Ондржей Фридрих подчеркнул, что PPF, как стратегический портфельный инвестор, не покупает компании, чтобы через несколько месяцев продать, например, когда цена на их акции вырастет, и на этом быстро заработать. Так сложилось, что с самого начала роль холдинга сводилась к участию в управлении компаниями и, соответственно, ведении долгосрочного бизнеса.
«В настоящее время мы заинтересованы в европейской территории, и если появится что-то привлекательное, то мы будем к этому присматриваться», - резюмировал он.
Сегодня международная инвестиционно-финансовая группа PPF представлена на 4 континентах и владеет активами в 25 странах мира общей стоимостью более 43 млрд евро. Деятельность холдинга охватывает такие сферы, как финансовые услуги, телекоммуникации, СМИ, биотехнологии, недвижимость, транспортное машиностроение и теперь еще электронную коммерцию.
За последние 5 лет компании, входящие в PPF Group, заработали в совокупности более 2 млрд евро. Несмотря на то, что в прошлом году группа понесла существенные расходы, связанные с уходом из России, в общем на ее финансовом состоянии это сильно не отразилось. Более того, консолидированный собственный капитал, наоборот, увеличился, превысив 9,1 млрд евро.
«К счастью, мы хорошо диверсифицированы, поэтому даже геополитические сложности не привели нас к ситуации, с которой мы не можем справиться», - отмечал в одном из интервью Иржи Шмейц.
Когда в мае прошлого года он принял предложение от главного акционера PPF Group – семьи погибшего в авиакатастрофе чешского миллиардера Петра Келлнера, возглавить холдинг в качестве генерального директора, одновременно ему был предложен опцион на приобретение до 10% акций группы в течение трех лет. Но чтобы это произошло, оценочная стоимость компаний до 2025 года должна достичь определенного уровня. Пока в планах у топ-менеджера обеспечить ежегодный рост на уровне 10-12%.
Напомним, что в сентябре текущего года, Рената Келлнерова - вдова Петра Келлнера - и дети - Анна Келлнерова, Лара Келлнерова, Мария Келлнерова, а также Петр Келлнер-младший, стали 100%-ми владельцами PPF Group, выкупив оставшиеся миноритарные доли у топ-менеджеров группы Ладислава Бартоничека (0,535%) и Жана-Паскаля Дювьесара (0,535%).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.