Офис будущего: почему поколение Z отказывается от найма

К чему нужно готовиться работодателям

Зуммеры, поколение Z или первое по-настоящему Digital Native поколение — люди, родившиеся после 2000 года, сейчас делают свои первые шаги на рынке труда. Пока доля их невелика, однако уже к 2030 году именно они станут доминирующей силой среди экономически активного населения, заняв около 40% всех рабочих мест. Будет ли отличаться этот рынок труда от того, что мы знаем сейчас, как он меняется под давлением нового поколения, и к чему готовиться работодателям, разбираемся ниже.

 Карьерные привычки зуммеров 

Социологи определяют эту категорию работников как стремящихся к безопасности и стабильности — вроде, ничего нового. Но при этом для них удовольствие и интерес к работе часто становятся важнее заработка. Как и ощущение собственной значимости и вклада, как и возможность выстраивать грамотный баланс между работой и личной жизнью. Нет, это не значит, что зуммеры по природе своей не карьеристы или не гонятся за высокими гонорарами. Наоборот, по части амбиций молодые работники дают фору всем, дух достигаторства и результата для них намного важнее самого процесса работы, поэтому удержать их на рабочем месте только лишь деньгами, социальными гарантиями и стабильностью нельзя. Что еще отличает зуммеров от предыдущих поколений на работе?

— Быстрая адаптация к новым условиям и проактивность в работе. Построение планов, долгие брифы, необходимость контроля на этапах — все это не про цифровое поколение. Зуммеры практикуют подход «вижу цель — не вижу препятствий» и отдают предпочтение браться за дело сразу, а анализировать уже по ходу.

— Способность к самостоятельному поиску необходимой информации для решения задач. Еще одна отличительная черта зуммеров — большая автономность в работе, умение добывать информацию самостоятельно и учиться новому. Если вы поставили перед ними понятную или непонятную задачу, будьте уверены, что пути решения они предложат вам сами.

— Рутина и работа от звонка до звонка пугает зуммеров. Поэтому возьмите за правило обсуждать цели и результаты труда, а не процессы.

— Собственная важность. Да, этому поколению намного важнее не только быть винтиком в системе, но и видеть, как их работа влияет на общие показатели компании и чувствовать свой вклад. Если этого нет, такому сотруднику быстро наскучат его обязанности. Поэтому возьмите на вооружение проводить «ретро» аналитику проектов и поощрять на таких встречах работников за конкретные показатели.

Рожденные в сети

В силу того факта, что поколение зуммеров в интернете с пеленок, росло со смартфоном в руках, на мир они смотрят немного по-другому — через призму социальных сетей, мессенджеров и других приложений. Соответственно, в работе они активнее других используют специализированный софт и средства коммуникации — это для них само собой разумеющееся, что позволяет им оставаться эффективными на удаленке и быстрее адаптироваться к переменам. Зачем встречаться в офисе, если можно устроить Zoom-конференцию, а после распределить все задачи в Slack так, что все процессы и задачи будут прозрачными и понятными для всех участников. Действительно, зачем? Поэтому если вдруг ваш молодой кадр предлагает перевести таск-менеджмент в Monday.com или Notion, советуем попробовать. Это действительно повышает продуктивность команды. Там можно держать процессы под контролем, обсуждать с ответственными ход выполнения задач, совместно редактировать документы так, что все причастные будут в курсе. А еще все эти программы доступны и с мобильного телефона, так что откомментировать процесс можно и на ходу.

Исход случится не скоро

Однако во всем мире работа в офисе все еще сохраняет достаточно сильные позиции. Как следует из опроса PwC, только 16% сотрудников компаний в мире работают удаленно постоянно, при этом большинство работников в возрасте от 22 до 65 лет заявили, что работают так время от времени. В США, по оценкам исследовательского центра Pew Research Center, удаленно работают уже шесть из десяти сотрудников, чьи трудовые обязанности можно выполнять из дома. В Казахстане же доля удаленщиков пока совсем невысока. Цифры на сегодняшний момент вряд ли превышают 1% от числа всех занятых в стране.

При этом Центр развития трудовых ресурсов Казахстана (ЦРТР) оценивает долю занятых, способных потенциально работать в удаленном формате, уже сейчас в 29% от числа общей рабочей силы — это около 2,5 млн потенциальных удаленщиков. Безусловно, с выходом на рынок труда большего числа зуммеров, с адаптацией бизнеса и более активным проникновением технологий в производства число удаленщиков будет расти. Это интересно и соискателям, и компаниям, которые за счет распределенного офиса могут существенно сократить издержки на содержание и аренду рабочих мест. Но процесс этот с текущей динамикой займет не один год. И сможет приблизиться к среднемировому показателю в 10-15% не раньше 2030 года. Однако динамика может начать стремительно укрепляться за счет роста проектной занятости — когда вместо штатного сотрудничества компании и граждане выбирают краткосрочное по договорам гражданско-правового характера. Тем более что на нашем рынке уже есть решения, которые призваны такое сотрудничество упростить — всем нам известное Яндекс.Такси для водителей, например, где бизнес-стороны онлайн заключают договоры, обмениваются актами и рассчитываются.

Параллельно с этим возрастет и число «периодически» удаленных сотрудников. По тому, к чему движутся крупные компании во всем мире, видно, что удаленка — не выход. После пандемии о возвращении в офис заявили, кажется, все Big Tech игроки: от Apple до Twitter. Компании не хотят терять связь с сотрудниками, однако из-за протестующих против рамок сотрудников обходятся полумерами — вводя гибридные режимы. Именно такой формат работы с большой вероятностью и будет распространен в будущем, так как отвечает пожеланиям и работников, и работодателей, а удаленка остается уделом все тех же 10-15% сотрудников, держать которых в офисе будет нецелесообразно с точки зрения экономики. Так что полностью прогнуть под себя изменчивый мир зуммеры не смогут, но будут посещать офис не чаще 1-2 раз в неделю, все остальное время работая из дома.

А будут ли работать вообще?

Забавный факт, но на фоне всех социологических оценок диджитал-поколения как достаточно амбициозных игроков на рынке труда молодежная безработица растет практически повсеместно, особенно сильно в странах с переходным типом экономики, и остается где-то в пределах 10-15% от страны к стране, как правило, вдвое превышая средний процент безработных. Это прямо следует из статистических отчетов Международной организации труда. Но связано это, безусловно, не с отсутствием желания молодежи работать. Выход молодежи на рынок труда затруднен в целом из-за недоступности рабочих мест, точнее, слабым темпом их появления. Но дефицит кадров, естественное старение рабочих рук расставят все по своим местам.

Однако не факт, что к этому времени многие будут готовы уходить в наем. Зуммеры в силу стремления к независимости и самореализации чаще отдают предпочтение проектным работам и фрилансу. Они не хотят быть связанными с одной компанией на всю жизнь и предпочитают работать на коротких проектах, которые дают им новый опыт и возможности для развития своих навыков. Так, уже сейчас зуммеры занимают одну четвертую часть от числа всех фрилансеров в стране и более 35% среди «смешанных» фрилансеров, которые совмещают работу в найме с подработками. А в будущем, за счет большего спроса на внештатный труд и уберизации фриланса за счет эволюции фриланс-сервисов и платформ, эта тенденция будет укрепляться и дальше. 

Сотрудники будущего

Как они будут выглядеть в итоге? Мы бы описали зуммера на рынке труда так: это фрилансер, ведущий несколько проектов параллельно, или штатный сотрудник на гибридном графике, попутно совмещающий работу в найме с подработками на сторонних проектах. С этим остается только смириться, так как в скором времени выбора у работодателей не останется, и почти каждый второй экономически активный гражданин будет зуммером. Поэтому принимайте правила игры уже сейчас. Перестраивайте подход, откажитесь от собственничества по отношению к сотрудникам. Если подработки ваших сотрудников не нарушают внутренние правила компании или NDA, и кадр не теряет в продуктивности в рамках внутренних задач — пусть реализовывается где-то еще. А его новоприобретенные навыки и знания вам точно пригодятся. Поэтому, если вы сомневаетесь в том, нужны ли такие сотрудники бизнесу, мы скажем — нужны. Именно зуммеры могут возглавить цифровизацию бизнеса, помочь ему адаптироваться к меняющимся условиям, так как лучше понимают новый цифровой мир и его порядки, а также знают, как грамотно пользоваться технологиями, чтобы повышать собственную эффективность и эффективность компаний. А когда их свежий взгляд на мир встречается в одном офисе со стратегическим подходом предыдущих поколений, коллаборация получается максимально выигрышной.

Арина Пирогова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤