Обязательную маркировку воды в Казахстане вводить не будут - НПП
Решение также касается сахаросодержащих напитковВ Казахстане не будут вводить обязательную маркировку воды и сахаросодержащих напитков. Такое решение было озвучено в ходе совещания по вопросам системы маркировки и прослеживаемости товаров в РК под председательством заместителя премьер-министра – министра торговли и интеграции Серика Жумангарина на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В обсуждении приняли участие представители ответственных госорганов, производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы, сообщает пресс-служба палаты.
В пилотном проекте по маркировке и прослеживаемости упакованной воды и сахаросодержащих напитков, который проводился с 1 июля прошлого года, приняли участие 13 компаний. По итогам пилота стало понятно, что введение маркировки неизбежно приведет к негативным последствиям. Затраты на приобретение оборудования даже по подсчетам оператора повлияют на сокращение производства, оптимизацию бизнеса, где в особой группе риска будет находиться малый бизнес, не обладающий достаточными финансовыми ресурсами.
«По итогам пилотного проекта выявлен ряд недостатков - это отсутствие в стране оборудования для маркировки, типографий, наличие контрафакта, а также удорожание выпускаемой продукции из-за финансовой нагрузки на производителей. По результатам обсуждения с бизнес-сообществом было принято решение о нецелесообразности введения обязательной маркировки внутри страны», - сказал Серик Жумангарин.
Руководитель проекта по маркировке ТОО «Юникс» Ибрагим Абдулин отмечает, что маркировка товаров для отечественных производителей – занятие дорогое и энергозатратное.
«За 12 месяцев мы промаркировали более 7,5 млн единиц продукции. Этот объем говорит о большом накопленном опыте в области маркировки. Наши затраты на запуск составили 80 млн тенге – это 3 линии сериализации. Мы столкнулись с проблемой брака стикеров. Поскольку стикеров в казахстанских типографиях нет в нужных объемах, мы вынуждены заказывать их в российских типографиях. Но даже топовые российские типографии допускают 10% брака. На текущий момент мы уничтожили 760 тыс. бракованных стикеров», - рассказал он.
Жаркие дебаты вызвало обсуждение внедрения обязательной цифровой маркировки на обувь.
«Вы какую гору для бизнеса построили? На нее не взобраться. Вы поймите, это погубит бизнес. Бизнес против. Мы год кричим вам об этом! Вы потом будете пожинать плоды, когда будет безработица бешеная, а цена – она разгонит инфляцию, с которой государство борется, а мы ее сами разгоняем введением необязательного проекта. Сделайте маркировку добровольной. И овцы целы, и волки сыты!» - считает директор компании-импортера обуви Камиль Бектемиров.
Однако у производителей обуви, также представляющих значительную долю рынка, на этот счет иная точка зрения. Внедрение маркировки, по их мнению, поможет в борьбе с контрафактной продукцией. И, по мнению госоргана, эта позиция также должна приниматься во внимание.
По словам председателя президиума НПП «Атамекен» Раимбека Баталова, со стороны бизнеса есть нарекания и к условиям проведения пилотных проектов.
«Имеются вопросы к проведению пилотных проектов, которые по сути должны показать целесообразность и необходимость введения маркировки определенных товаров. Устанавливаются сжатые сроки для проведения пилотов, в которых значительную часть времени занимает поиск участников пилота, подходящего оборудования и его установка, что в дальнейшем приводит к неоднократному продлению сроков», - подчеркнул глава НПП.
Предприниматели фармацевтической и табачной сфер также обеспокоены текущей ситуацией по введению маркировки товаров. Рассмотрение этих вопросов решено продолжить в ходе последующих совещаний.