Какие аэропорты планируют приватизировать в 2023 и 2024 годах
На торги выставят шесть объектовВ 2023 и 2024 годах на приватизацию планируют выставить шесть аэропортов Казахстана. Информация об этом опубликована на портале privatization.gosreestr.kz, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В ноябре 2023 года планируют передать в доверительное управление с правом последующего выкупа «Международный аэропорт Семея». Оценочная цена объекта не указана, сейчас идет его предпродажная подготовка, стоимость актива станет известна только в августе 2023 года. В настоящее время собственником аэропорта является АО «Социально-предпринимательская корпорация «Ертiс». Аэропорт Семея был введен в эксплуатацию в феврале 1983 года. Общая площадь двухэтажного здания составляет 3500 кв. м, пассажирского терминала 2448 кв. метров.
В ноябре 2024 года планируют приватизировать «Международный аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой». Цена реализации объекта также не указана и станет известна в мае 2024 года. По аудированной отчетности, в 2020 году убыток аэропорта достиг 31,2 млн тенге, в 2021 году компания вышла в прибыль с показателем 219,6 млн тенге. В настоящее время аэропорт принадлежит Управлению финансов Атырауской области.
Также в ноябре 2024 года планируют передать в доверительное управление с правом выкупа «Международный аэропорт Костаная». Оценочная стоимость аэропорта станет известна в августе 2024 года. Объект выставляли на аукцион уже несколько раз, но торги были признаны несостоявшимися. Последний раз аукцион по приватизации аэропорта провели 15 февраля 2018 года. Тогда через сайт gosreestr.kz на момент начала торгов было принято менее двух заявок от участников тендера. На тот момент стартовая цена аукциона составила 862,1 млн тенге. Для участия в торгах было необходимо внести гарантийный взнос в размере 129,3 млн тенге. В феврале 2018 года аэропорт планировали передать в доверительное управление с правом выкупа на 4 года. Новый собственник должен был реконструировать пассажирский терминал в течение срока доверительного управления. В отчете об оценке аэропорта указывалось, что «необходима реконструкция аэропорта города Костаная». Оценщики отмечали, что сооружения аэропорта в основном были введены в эксплуатацию в 1980-х годах. «Требуют капитального ремонта или реконструкции следующие объекты аэропорта: площадки для темных и светлых нефтепродуктов, стоянка перелетающих самолетов, маслохранилище, резервуар, выводная рулежная дорожка АВИАТЭЧ, газовочная площадка АВИАТЭЧ. Состояние взлетно-посадочной полосы находится в удовлетворительном состоянии, зал прилета и выдачи багажа — в хорошем», — отмечали оценщики. По аудированной отчетности, в 2020 году убыток воздушной гавани составил 67,6 млн тенге, в 2021 году компания вышла в прибыль и заработала 24,4 млн тенге. На сегодня аэропорт принадлежит Управлению финансов Костанайской области.
В ноябре 2024 года планируют выставить на приватизацию и «Аэропорт Усть-Каменогорска». Сейчас объект проходит предпродажную подготовку. Оценочная стоимость аэропорта станет известна в августе 2024 года. По данным аудированной отчетности, последние два года деятельность воздушной гавани была в минусе. В 2021 году убыток составил 242,8 млн тенге, в 2020 году – 47,2 млн тенге. Сейчас аэропорт находится в собственности АО «Социально-предпринимательская корпорация «Ертiс».
На декабрь 2024 года запланирована и приватизация «Аэропорта Павлодара», проводится предпродажная подготовка объекта. Цена реализации станет известна в сентябре 2024 года. По данным аудированной отчетности, в 2020 году убыток воздушной гавани составил 175,4 млн тенге, в 2021 году - 204,8 млн тенге. В настоящее время аэропорт принадлежит Управлению финансов Павлодарской области.
В декабре 2024 года передать в доверительное управление с правом дальнейшего выкупа намерены «Международный аэропорт имени Алии Молдагуловой» в Актобе. Оценочная стоимость объекта будет известна в июле 2024 года. Аэропорт выставляли на торги несколько раз. Первые торги планировали провести в сентябре 2021 года и передать объект в доверительное управление на три года с правом выкупа за 7,3 млрд тенге. Но торги были отменены. Оценочную стоимость аэропорта общественность посчитала заниженной.
Тогда еще занимавший пост первого заместителя акима Актюбинской области Руслан Хамбаров сообщал о проведении повторной экспертизы оценки имущества аэропорта. По его словам, по представленному экспертному отчету палаты оценщиков, отчет об оценке получил положительное экспертное заключение. «В ходе первой оценки стоимость определили в 7,3 млрд тенге, а по итогам второй – в 6,8 млрд тенге. Для проведения торгов организована комиссия, решением которой установлена начальная цена объекта - 7,3 млрд тенге», - отмечал Руслан Хамбаров. В итоге 30 ноября 2021 года аэропорт повторно выставили на торги. Стартовая цена осталась на уровне 7,3 млрд тенге. Гарантийный взнос на тот момент составлял 1 млрд тенге. Торги были признаны не состоявшимися, так как «на момент начала торгов отсутствовали принятые заявки участников веб-порталом gosreestr.kz». Сейчас аэропорт принадлежит Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области.
Отметим, что в апреле 2022 года аким Актобе Асхат Шахаров сообщал, что «Международный аэропорт имени Алии Молдагуловой» планируют перенести за пределы города, так как из-за активной застройки он практически находится в черте города. «Аэропорт будет переноситься. Конечно, этот процесс решится не сегодня и не завтра. На сегодня мы решаем вопрос финансирования, будем приглашать инвестора. По всем СНИПам нынешний аэропорт не соответствует требованиям. Планируется перенос аэропорта в сторону поселка Маржанбулак», - отмечал он.