Систему цифровой маркировки обуви обсудили с бизнесменами
Чтобы вывести этот рынок из тени, необходимо наладить ситуацию на таможне, считают представители отраслиВ Караганде представители бизнеса и государственных органов обсудили систему цифровой маркировки, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По поручению заместителя премьер-министра - министра торговли и интеграции Серика Жумангарина рабочая группа в составе единого оператора цифровой маркировки в Казахстане, представителей курирующих госорганов МТИ и МИИР, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» встретилась с производителями и импортерами обувной продукции. Цель встречи – получить обратную связь от бизнесменов, выслушать мнения и предложения по улучшению системы цифровой маркировки, выяснить, с какими барьерами предприниматели сталкиваются в процессе цифровизации.
Один из таких объектов – ТОО «Карагандинская обувная фабрика», которая является одним из крупных производителей специализированной обуви в Казахстане. Производственная мощность объекта составляет 150 тыс. пар обуви в год, ассортимент насчитывает 38 моделей. Как отметил глава фабрики Серик Таласбеков, при реализации цифровой маркировки фабрика не испытала крупных финансовых затрат и технических сложностей. Глава предприятия поддерживает внедрение цифровой маркировки и считает данную меру необходимой для защиты отечественного товаропроизводителя.
«Ни для кого не секрет, что контрафакта на рынке обуви очень много. Мы производим спецобувь, и здесь тоже сталкиваемся с контрафактом, не говоря уже про гражданскую обувь. Мы на производстве и ранее проводили свою фирменную маркировку, например, вешали бирки и ставили метки на подошве, а когда столкнулись с цифровой маркировкой, то начали вводить систему, потому что это просили некоторые наши заказчики и потому что нам самим важно защититься от контрафакта. Расходы, конечно, есть, но это не очень большие суммы. А из очевидных плюсов – это однозначная поддержка казахстанских производителей. Если обувь не маркировать, то контрафакт тяжело будет отличить от другой обуви», - сказал он.
Рабочая группа также посетила салон элитной итальянской обуви и аксессуаров. По мнению владелицы салона, импортера Гульнары Сынбиновой, для борьбы с контрафактным товаром необходимо, в первую очередь, усилить таможенный контроль.
«Чтобы вывести рынок обуви из тени, для начала надо наладить ситуацию с таможней. Первое, что на самом деле бы сработало – это чтобы таможенные сборы были меньше, чем перевозка грузов «черным Карго», то есть без декларирования, без официальных документов. Если официально импортер тратит 40-45% от первичной стоимости товара на официальную растаможку, то при перевозке «черным Карго» оплачивается 20-25% от стоимости товара. Надо уменьшить эту разницу, сделать сборы в том же размере 20-25%. И тогда сразу исчезнет запрос, который порождает серый рынок», - считает она.
Гульнара Сынбинова также
выступила с предложением продлить сроки маркировки товаров на собственных складах предпринимателей. По ее
мнению, наносить марки на собственных складах импортерам гораздо удобнее и
безопаснее. «Сейчас по правилам до ноября можно клеить марки у себя в магазине, а потом опять на таможенных складах. Честно говоря, я складам вообще не доверяю. Обувь дорогая. Никто никакой ответственности не несет. Потом мы будем судиться годами, если что-то пойдет не так, когда на складах будут вскрываться коробки. Опять же не факт, что они наклеят марки правильно. Получается, что я одна несу ответственность за весь процесс, начиная от производителя и заканчивая конечным пунктом, хотя до меня коробки с товаром будут много раз открываться разными людьми. На своих складах, конечно, удобнее. Товар пришел, мы все сверили, проверили, я несу ответственность, я клею сама. Вся ответственность процесса – на одном предпринимателе»,- отметила она.
Предпринимательница также предложила печатать этикетки с кодом цифровой маркировки за государственный счет на таможнях, а затем выдавать бизнесу для нанесения на коробки. Она также обратилась к МТИ по вопросу адаптации правил маркировки обуви на уровне ЕАЭС с учетом мнения и предложений казахстанских бизнесменов. Импортер считает, что обувной рынок обладает особенной спецификой на каждом этапе ввоза и декларирования товаров, и в рамках нынешних правил ЕАЭС маркировка товаров сложно вписывается в торговые процессы.
«Наши госорганы принимают участие на всех заседаниях и голосованиях ЕАЭС. Мы просим отстаивать наши интересы. Вы получаете от нас сигналы и информацию. Пока что пункты, которые заявлены в правилах маркировки, создают препятствие для предпринимателей», - заявила она.
Все озвученные замечания приняты рабочей группой для дальнейшей проработки и
будут озвучены и переданы в работу всем задействованным структурам на
межведомственной комиссии.