В Нацпалате обсудили правила проверок проектов ГЧП
Предприниматели просят регламентировать действия госоргановПредприниматели поддержали инициативу НПП «Атамекен» регламентировать действия госорганов по проверкам проектов государственно-частного партнерства, сообщает пресс-служба Нацпалаты.
Во время проверок госорганы оценивают целесообразность применения ГЧП исходя из бюджетного подхода, где критерием является сопоставление только бюджетной нагрузки при реализации проекта ГЧП и бюджетного проекта. «На практике по результатам проверок договор ГЧП расторгается на стадии эксплуатации, когда деньги уже вложены. Глава государства озвучил, что привлечение инвестиций – задача приоритетная. В этой связи предлагаем определить границы подобных проверок, чтобы оставить механизм привлекательным для потенциальных инвесторов», – рассказал руководитель аппарата НПП «Атамекен» Бауржан Оразгалиев.
С подобной проблемой инвесторы столкнулись в проекте ГЧП по управлению отходами, который реализуется в Алматы с 2017 года. Компания привлекла 6 млрд инвестиций и на 5 году реализации оказалась заблокирована из-за проверки Агентства по защите и развитию конкуренции.
«На пятый год проекта пришло уведомление, где сказано, что компания неправильно собирает с населения за переработку. И это без учета, что второй год в стране действует новый Экокодекс и понятие сортировки стало неотъемлемой частью переработки. Это привело к тому, что частный инвестор не знает, что делать. Создается прецедент, что любой госорган, а к делу уже подключилась прокуратура, может нашего инвестора заблокировать. Проверки госорганов в пух и прах разносят государственно-частное партнерство», – рассказал председатель правления ассоциации по управлению отходами «KazWaste» Шынболат Байкулов.
Подобная ситуация остановила проекты в данной отрасли и в других регионах. Эксперт ГЧП Алмас Садыков поддержал инициативу НПП «Атамекен» в части регламентации проверок надзорных органов и включения в законодательство ГЧП ограничений на проверки после заключения договора ГЧП.
«Есть ряд проектов с заемным капиталом, инвесторами. Когда договоры подписаны, но еще не произошло финзакрытие, надзорные органы рекомендуют прекратить проект, банки прекращают финансирование. Мы предлагаем проводить проверки в операционный период и во время планирования, но не инвестиционный период, так как ГЧП в первую очередь – это привлечение инвестиций в инфраструктуру», – отметил Шынболат Байкулов.
Ряд вопросов для повторного рассмотрения в рамках
законопроекта озвучил руководитель Службы превенции Агентства по противодействию коррупции Саян Ахметжанов. Он заявил о необходимости публиковать в открытых источниках информацию о проектах ГЧП,
чтобы не создавать коррупционных рисков, а в оценку эффективности добавить оценку вклада данного проекта в региональное развитие.
«Предлагаем сделать доли инвесторов и государства 50 на 50, так как сегодняшний метод финансирования показал, что больше вовлекается государство», – подчеркнул Саян Ахметжанов.
«Что касается цифр, которые нам приводили госорганы по эффективности проектов ГЧП. Расчеты эффективности проектов ГЧП очень сложные. Любой инвестиционный проект — это проект не одного года. Его результаты должны рассчитываться по конечному временному отрезку», - согласился председатель Совета по мониторингу проектов ГЧП НПП «Атамекен» Аманжан Жамалов.
По словам председателя совета, проекты зачастую отменяются на любой стадии с формулировкой «рекомендовано расторгнуть договор». В итоге некорректная формулировка ввергает стороны ГЧП в судебные споры и конфликты.
«Эта формулировка с большими изъянами, так как проект проходил экспертизу. Кроме того, его необходимость подтверждали компетентные органы. И когда проверяющие выдают заключения об экономической ненужности, то получается, что работа компетентных органов, проведенная ранее, становится бессмысленной и некомпетентной», – подчеркнул Аманжан Жамалов.
От отметил, что проекты, которые прошли все стадии
согласований, экспертизы и заключений, признаны нужными и начали
реализовываться, должны быть закончены.
«Как мы знаем, все специалисты, эксперты ГЧП проходят обучение, повышение квалификации, получают сертификаты международного образца. Как можно быть специалистом в той области и выписывать рекомендации расторгнуть договор, в которой слабо разбираешься?» – задал вопрос представителю Агентства по защите и развитию конкуренции депутат.
Завершая заседание, Аманжан Жамалов отметил, что проекты ГЧП – долгосрочные проекты.
«Все меняется, что-то может пойти не по плану по вине обеих сторон. Если нарушения устранимые – нужно устранять. Если за нарушения есть санкция – нужно применять. Расторжение – крайний вариант, это необходимо понимать. Чистых инвестиций во всем мире становится все меньше. Инструмент ГЧП надо развивать. Государственно-частное партнерство – это продуманные инвестиции государством. Должен быть уровень защищенности частного партнера», - сказал Аманжан Жамалов.
Он подчеркнул, что необходимо предусмотреть правила проверок по проектам ГЧП, а также акцентировал внимание, что обращения частных партнеров по итогам проверок должны решаться на коллегиальных апелляционных комиссиях по примеру налогового органа, а решения таких комиссий должны иметь обязательную силу для госорганов.