Как Казахстану отрегулировать цифровые рынки?
В стране пока не сформированы правила для этого сектораРынок торговли через
интернет в Казахстане стабильно растет. Если в 2013 году его объем, по данным
Бюро нацстатистики, составлял чуть более 28 млрд тенге, то в 2021-м показатель
приблизился к 482 млрд. За последние годы на рынок зашли несколько крупных
иностранных игроков, а пандемия и карантинные ограничения повысили спрос
казахстанцев на покупки товаров и услуг в онлайн-режиме, сообщает пресс-служба Агентства по защите и развитию конкуренции.
Быстрое развитие этого сектора поставило перед государством задачу регулирования – ранее оно прописано не было из-за отсутствия необходимости. Представители регулятора считают, что в этом вопросе важен диалог с рынком, а сами его представители уверены, что полезны для развития рыночной экономики в Казахстане.
Новые для страны рынки
За последние годы в Казахстане появились сразу несколько крупных игроков в сфере электронной коммерции. Это, например, маркетплейсы Kaspi.kz, OLX, Krisha и Kolesa, Wildberries, aviata.kz, агрегаторы Яндекс.Такси и InDriver, сервисы Wolt и Glovo. Они подтолкнули развитие рынка электронной коммерции в стране, предлагая гражданам больше возможностей покупать онлайн, не посещая физические магазины или точки продаж.
С другой стороны, потенциально это создает риски так называемой высокой концентрации – когда один или несколько игроков начинают доминировать и формируется олигополия. В итоге могут пострадать интересы потребителей, чего допустить нельзя. Этому была посвящена отдельная панельная сессия форума Digital Bridge 2022 – «Цифровые рынки Казахстана в масштабах метавселенной: взгляд регулятора и бизнеса».
«Структурные изменения трансформируют и природу конкуренции на товарных рынках, в том числе открывая путь для принципиально новых рисков для конкуренции и защиты прав потребителей, требующих внимания», – заявил на сессии первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов.
Риски могут быть следующими: усиление рыночной власти игроков рынка электронной коммерции, «эффект запирания» потребителей в пределах закрытых цифровых экосистем, в том числе из-за монополизации доступа к данным, риски дискриминации цифровой экосистемой отдельных поставщиков и предоставление преференций собственным сервисам экосистемы.
С этими рисками, по словам Рустама Ахметова, сталкивается не только Казахстан. Большинство национальных правительств в мире уже пришли к выводу о необходимости внедрять новые подходы по регулированию рынка цифровых услуг.
Например, Германия и Австрия еще пять лет назад ввели в свои антимонопольные законы изменения, связанные с особенностями функционирования цифровых рынков. Другие страны учли специфику цифровой эпохи на уровне подзаконных актов и рекомендаций – это Южная Корея и Япония.
В странах Европейского союза запущены инициативы по внедрению режима регуляторных песочниц и подготовлен нормативный документ Digital Markets Act. Он направлен на ограничение возможностей цифровых гигантов вести недобросовестную торговую и конкурентную практику. Теперь пришло время вводить какое-то регулирование и в Казахстане. И антимонопольное агентство начало работать над подходами по регулированию цифровых рынков. Для этого уже создан рабочий орган с участием экспертов и бизнеса.
«Действующее законодательство не позволяет четко определить парадигму регулирования для контроля антимонопольных рисков», – говорит Рустам Ахметов.
Почему оно не позволяет? Например, сейчас для определения доминирования на рынке используются количественные характеристики, такие как объемы производства товаров и услуг, при том что на цифровых рынках применяются другие критерии – к примеру, количество пользователей.
В таких условиях для новых рынков нужны новые подходы, считает представитель АЗРК. «Ответ на этот и другие вопросы мы должны сформировать вместе с участниками данных товарных рынков», – подчеркнул Рустам Ахметов.
Что думают на рынке?
Если подытожить все мнения участников рынка на сессии, то главное – это сохранять возможности для роста цифровых платформ. Второй их пункт – большая польза от платформ для экономики и граждан. Советник генерального директора компании Ozon Марина Амелина напомнила, что регуляторная среда – это важный элемент инвестиционного климата любой страны.
«IT-рынки часто развиваются за счет привлечения инвестиций, в том числе иностранных, поэтому важно дать уверенность инвесторам в правоте их выбора, в том числе за счет прозрачного и стабильного регулирования», – подчеркнула она.
Управляющий директор Kaspi.kz Сабыржан Беркинбаев добавил, что казахстанский рынок электронной коммерции сейчас находится на стадии развития и роста.
«Рынок электронной коммерции в Казахстане в зачаточном состоянии, и в любой его нише есть потенциал для развития 6-7 компаний уровня Kaspi. Вопрос – только в желании развиваться, инвестировать и создавать такие сервисы, которые клиенты будут выбирать сами», – сказал Сабыржан Беркинбаев.
Другими словами, регулирование должно оставлять пространство для маневра и не зажимать игроков рынка, позволяя им развиваться. Глава Kolesa Group Николай Бабешкин напомнил о пользе цифровых торговых площадок для экономики через формирование рыночных цен.
«У рынка есть золотые правила. Чем больше на нем игроков, которые не организованы между собой, тем более рыночной будет цена. Если вы берете товар в магазине, то там цена будет относительно рыночной, но директор на свое усмотрение может повысить ее в любой день. Если вы идете на рынок, то у продавцов одинакового товара цена будет более рыночной, поскольку кто-то может сделать скидку и так далее», – объясняет Николай Бабешкин.
Сейчас в мире сложилась высокая инфляция, национальные валюты под большим давлением, и центральные банки повышают ставки, чтобы снизить спрос на товары и как-то сдержать рост цен.
Николай Бабешкин, который также является главой «Ассоциации Цифровой Казахстан», рассказывая об общем состоянии рынка электронной коммерции, высказался о роли казахстанских цифровых компаний в развитии конкуренции.
«Стоит отметить, что классифайды положительно влияют на развитие конкуренции в стране наравне с маркетплейсами,
предоставляя доступные возможности многим субъектам малого, среднего бизнеса и
микробизнеса. Для многих людей продажа товаров на сайтах объявлений становится
дополнительным источником дохода, а для кого-то – единственным или основным. На
kolesa.kz, krisha.kz и market.kz таких представителей – 118 000. А для
покупателей это возможность купить товар гораздо дешевле и без посредников,
что делает его дешевле и положительно влияет на макроэкономические показатели
страны, сдерживая рост инфляции», - считает он.
Подводя итоги сессии, Елена Бычкова, советник председателя «Ассоциации Цифровой Казахстан», отметила, что «казахстанские цифровые компании в достаточной степени конкурентоспособны как по разнообразию предоставляемых клиентам сервисов, так и по их высокому качеству, и при благоприятных условиях будут развиваться, не отставая от мировых тенденций.
При этом, по ее словам, именно регуляторный климат будет иметь важное значение для развития технологий и инноваций. Развитие казахстанского цифрового сектора и привлечение в него иностранных инвестиций обозначено руководством Казахстана как важное направление экономического развития.
«Реализация такой задачи в равной степени зависит как от самого бизнеса, так и от содействия и правильных подходов государственных регуляторов», – подчеркнула Елена Бычкова.
В таких условиях диалог рынка и регулятора позволит сформировать понятные правила игры, которые дадут игрокам условия для развития. Развитие электронной коммерции – мировой тренд, и от него уйти будет сложно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.