Какие изменения предлагают внести в Налоговый кодекс
Реформа должна решить основную задачу – создать сервисно ориентированную модель, считают в НППВ Национальной палате
предпринимателей «Атамекен» прошло обсуждение Концепции новой налоговой
политики. Участие в мероприятии приняли более 140 представителей
отраслевых ассоциаций и региональных филиалов Нацпалаты. НПП, с учетом
мнения бизнес-сообщества, предварительно сформирован топ предложений
для министерства национальной экономики. На площадке «Атамекена» будут
созданы рабочие группы, которые к октябрю должны сформировать базовое
видение, сообщает пресс-служба палаты.
Бизнес-сообществу Казахстана впервые представлена возможность изменить налоговое законодательство.
«Атамекен» по-прежнему настаивает на введении моратория на увеличение налоговой нагрузки. Палата предлагает ввести единый платеж из фонда оплаты труда; реформировать специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса и ввести вмененное налогообложение для микропредпринимательства. Необходим и переход на клиентоориентированное налоговое администрирование; проведение структурирования (оптимизации и упрощения) перечня, порядка исчисления налогов, платежей в бюджет и социальных платежей и налоговой отчетности по ним.
«Реформа налоговой системы должна решить основную задачу – с использованием цифровых технологий создать сервисно ориентированную модель налогообложения. Налоговая политика должна обеспечивать прозрачность и стабильность условий налогообложения, простоту и ясность исполнения обязательств», – отметил Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления НПП «Атамекен».
Участники отметили и необходимость прекращения частых изменений налогового законодательства.
«Сегодня нам не хватает стабильности в налоговом законодательстве, поэтому мы хотели бы, чтобы концепция предусматривала ограничения в части внесения изменений в Налоговый кодекс и сопутствующие нормативные правовые акты Республики Казахстан. Необходимо закрепить, чтобы изменения вносились не чаще одного раза в три года. Более того, нужно запретить практику введения норм с ретроспективным применением», – предложила Елена Коваленко, представитель Ассоциации владельцев региональной торговой недвижимости.
Эксперты «Атамекена» выразили позицию, что, прежде, чем разрабатывать концепцию Налогового кодекса, необходимо провести анализ налогов. По мнению Максима Барышева, руководителя Регионального совета Алматинской РПП, не исключен вариант, по которому администрирование некоторых налогов может быть убыточным.
«Например, налог на имущество физических лиц. Какое количество сотрудников Комитета госдоходов вовлечено в процесс сбора этих налогов. Или НДС. Публикуется статистика оплаты налога на добавленную стоимость в бюджет от разных компаний, но в общем доступе нет информации о том, какую сумму НДС возвращают из бюджета компаниям-экспортерам. А особенно закрытая информация – это сколько НДС не возвращено, например, экспортерам зерна и другим компаниям, экспортирующим сырье. Поэтому считаю первостепенной необходимостью публично провести анализ администрирования всех казахстанских налогов. Кстати, в Казахстане 75 видов налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Из них 24 вида налогов. Это очень много по мировым меркам. В новом налоговом законодательстве предлагаю сократить количество налогов до пяти: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, налог на добавленную стоимость и налог с растаможки товаров. Необходимо упрощать налогообложение предпринимательства. Например, по нашему предложению уже будут объединены налоги и отчисления с зарплаты в предприятиях и ИП, работающих по упрощенной декларации. Ранее было 6 видов отчислений с общей ставкой более 30%, со следующего года планируется 1 налог по ставке 20%», – рассказал Максим Барышев.
В рамках концепции необходимо разработать единую прозрачную систему управления рисками для всех видов налогового администрирования. В НПП заявляют, что должно быть предусмотрено налоговое стимулирование инвестиций. Взаимодействие между налогоплательщиком и госорганом в части подачи деклараций, отчетов, корреспонденции, ответов на уведомления должно стать более качественным благодаря цифровизации и централизации процессов.
Для выполнения этих условий необходимо создание более гибкой информационной системы, которая позволяла бы налогоплательщикам вносить корректировки в свои регистрационные данные.
В «Атамекене» считают, что в рамках Концепции новой налоговой политики должны быть оптимизированы процессы проведения налоговых проверок и камерального контроля.
«Мы полагаем, что необходимо привлечь стороннюю коммерческую организацию для взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, которая взяла бы на себя роль информационно-телекоммуникационного технического посредника для оптимизации государственных налоговых услуг. Совершенно точно необходимо совершенствование порядка проведения аудита по налогам, назрел переход от контроля к консультированию. В целом нужно стопроцентное обеспечение исполнения налоговыми органами прав налогоплательщиков и принципов, установленных Налоговым кодексом», – прокомментировал Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления НПП «Атамекен».
Национальная палата предпринимателей считает, что разработка долгосрочной Концепции налоговой политики, направленной на создание сервисно ориентированной модели налогообложения с учетом лучших международных практик, обеспечит стабильность и прозрачность налогового законодательства.