Об изменении целевого назначения сельхозземель высказались в НПП
Вопрос вынесут на рассмотрение межведомственной комиссииВ рамках «регулирования с чистого листа» бизнес вновь поднимает проблему освоения земельных участков
сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах. Без комплексного
решения вопроса, заявляют в НПП «Атамекен», невозможно нормально
развиваться и крупным городам, и бизнесу. Нацпалата выступает с
предложениями, которые не поддерживает министерство
сельского хозяйства. Спорный вопрос будет вынесен на рассмотрение
Межведомственной комиссии, сообщает пресс-служба палаты.
Рабочей группой по пересмотру регуляторных актов в сфере земельных отношений в рамках «регулирования с чистого листа» экспертами от бизнеса министерству сельского хозяйства было рекомендовано внести изменения в статьи 9 и 105 Земельного кодекса РК в части:
– освобождения от выплат за изменение целевого назначения земельных
участков сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных
пунктов;
– освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного
производства при изменении целевого назначения земельных участков
сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных пунктов.
Действующие требования по оплате в бюджет вышеуказанных платежей являются обоснованными, когда собственники земельных участков меняют их целевое назначение по своей инициативе.
«Атамекен» считает несправедливым, когда решение о включении земельного участка в черту населенного пункта принимает государство, а расходы за изменение его целевого назначения и возмещение потерь сельхозпроизводства должен нести собственник.
Справочно. Согласно статье 105 Земельного кодекса РК, потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в доход бюджета в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.
Владельцы таких земель оказываются в черте населенного пункта не по своей воле и желанию, а по решению органов государственной власти. После включения в черту населенного пункта такие земельные участки должны использоваться строго в соответствии с генпланом. Исполнение данного требования без изменения целевого назначения земельного участка невозможно.
В НПП напомнили, что земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на 7 категорий, в том числе категорию земель сельхозназначения и категорию земель населенных пунктов. Расширение территории земель населенных пунктов в основном осуществляется за счет прилегающих территорий, в том числе земель сельхозназначения, которые могут находиться на момент их включения в черту населенного пункта в собственности у юридических и физических лиц.
Таким образом, расширялась территория Астаны и других городов Казахстана. Так, указами президента границы столицы менялись трижды: в 2000, 2013 и в 2017 годах путем включения в городскую черту части земель Целиноградского и Шортандинского районов Акмолинской области. По информации НПП, в настоящее время в черте города имеется порядка 13 тыс. га сельхозземель, из которых 7,5 тыс. га находятся в частной собственности физических и юридических лиц.
Указанные выплаты в бюджет являются неподъемными для большинства предпринимателей. Отсутствие у собственников и землепользователей финансовых возможностей изменить целевое назначение таких земельных участков привело к тому, что эти земли на протяжении многих лет остаются неиспользуемыми. Для инвесторов они также являются непривлекательными, поскольку, наряду с затратами на их выкуп у собственников, им придется оплачивать в бюджет вышеуказанные платежи. Эти средства инвестор мог бы направить непосредственно на реализацию своего проекта, а не на переоформление документов.
Государство, расширяя населенные пункты за счет прилегающих сельхозземель, должно автоматически относить эти земли к категории земель населенных пунктов и безвозмездно изменять их целевое назначение в соответствии с генпланом и ПДП, заявляют в «Атамекене».
«Экспертной группой по вопросам развития предпринимательства при МВК по вопросам регулирования предпринимательской деятельности инициатива бизнеса поддержана. МСХ – против, поэтому соответствующий протокол разногласий будет вынесен на рассмотрение МВК», - сообщили в палате.
Минсельхоз предложения НПП не поддерживает, считая, что освобождение от выплат за изменение целевого назначения таких земель нарушит принципы платности использования земли и приоритета земель сельхозназначения, а также приведет к сокращению поступлений в бюджет, усилению процессов деградации сельхозземель и выбытию из сельскохозяйственного оборота.
Нацпалата не согласна с такими доводами по следующим основаниям. Предложения касаются только тех земельных участков, которые ранее были землями сельхозназначения, но выбыли из сельхозоборота в связи с включением их в черту населенных пунктов по решению государственных органов. В данном случае принцип приоритета земель сельхозназначения не может быть применен, поскольку решение о переводе данных земель в категорию земель населенных пунктов уже принято.
По тем же основаниям «Атамекен» считает не корректными доводы об усилении процессов деградации сельхозземель, необоснованного их изъятия и перевода в другие категории, в результате чего значительно снизились объемы производства сельхозпродукции, поскольку предложения затрагивают только те земли, которые уже не могут использоваться для сельхозпроизводства, так как включены в черту населенных пунктов, генпланами которых ведение сельхозпроизводства не предусмотрено.
Руководствоваться принципом приоритета сельхозземель должны были государственные органы при принятии решения о расширении границ населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель сельхозназначения.
На основании данных решений такие земли не только выбыли из сельхозоборота, но и не вовлечены в оборот в населенных пунктах, долгие годы продолжая оставаться неосвоенными.
Предлагаемые бизнес-сообществом меры будут способствовать не только вовлечению земель в экономический оборот, развитию генеральных планов населенных пунктов, но и увеличению налогооблагаемой базы, созданию дополнительных рабочих мест и развитию предпринимательства.