В НПП обсудили ограничения по COVID-19 для красной зоны
Предприниматели опасаются, что бизнес не переживет жесткие карантинные мерыОбсуждение карантинных ограничений на случай
перехода в красную зону по заболеваемости коронавирусной инфекцией
обсудили на площадке НПП «Атамекен». В обсуждении приняли участие
более 150 представителей предпринимательских ассоциаций, а также
представители министерства здравоохранения и Нацпалаты, сообщает пресс-служба НПП.
Среди предлагаемых Минздравом мер – использование программы Ashyq, ограничение для массовых мероприятий до 50%, перевод сотрудников на удаленный формат работы, а также социальная дистанция, масочный режим и экспресс-тестирование сотрудников, работающих вахтовым методом.
Бизнес-сообщество считает, что введение жестких мер нанесет большой удар бизнесу, который только начинает восстанавливаться после предыдущих ограничений.
«Хотелось бы, чтобы было прописано разграничение ответственности между предпринимателем и физическим лицом. Соблюдение социальной дистанции, масочный режим. Мы уже все знаем, какие были случаи, когда бизнес вынужден был закрываться из-за несоизмеримых штрафов при несоблюдении посетителями масочного режима. Поэтому давайте пропишем эту наработку разграничения ответственности. Предприниматель не может нести ответственность за все население», - отмечает президент Ассоциации розничной торговли и общественного питания Марина Бошель.
Больше всего предпринимателей интересует вопрос финансовой поддержки со стороны государства в случае введения жестких карантинных мер или локдауна.
«Если будут вводиться ограничения, надо будет решать проблемы с оплатой налогов, потому что как только начнутся ограничения, у бизнеса опять будут бешеные расходы. Даже маски – это большая расходная часть. Тогда нужно опять рассмотреть возможность введения моратория на налоги и проверки. Ни для кого не секрет, эти три года, что была пандемия, бизнес просто кошмарили», - делится Марина Бошель.
«Введение Ashyq, масочного режима предусматривает новые единицы. Мы опять должны нанимать охранников, нанимать кого-то, кто будет стоять на воротах», - считает представитель ассоциации Ольга Егорова.
«У нас на самом деле остро стоит вопрос между здоровьем граждан и реабилитацией бизнеса. Да, ковид есть. Но это не значит, что санитарные врачи должны управлять экономикой страны. Простой любого предприятия общепита - от 500 до 700 тыс. тенге в сутки. Если это двое суток и больше, то сумма выше. Если сейчас государство закроет на локдаун, или какие-то ограничения по бизнесу будут, от общественного питания, от 60 тыс. объектов останется максимум половина, то есть 30 тыс. объектов общественного питания по всей стране», - подчеркивает советник председателя Ассоциации общественного питания Вероника Нурпеисова.
По мнению предпринимателей, жесткие карантинные меры ставят под угрозу и другие отрасли.
«Мы до сих пор не можем подняться с колен. Мы не могли обновить технику, не зарабатывали деньги, и сейчас мы потеряли огромное количество водителей, специалистов всякого уровня. То есть это просто уничтожение бизнеса, целой отрасли», - отмечает генеральный директор Ассоциации перевозчиков пассажирским транспортом, автовокзалов и автостанций Костанайской области Леонид Кушнеров.
«Ковид пришел навсегда и надолго, он всегда будет рядом с нами, надо быть готовыми к этому. Все, что является подготовкой к нему – это соблюдение социальной дистанции, масочный режим, правильное поведение на улице. Остальные ограничения – абсолютно неправомерные. Мы только-только начали вставать на ноги. Никаких ограничительных мер в отношении бизнеса вводиться не должно. Только санитарного плана. Заново жестких ограничений бизнес просто не выдержит», - сказала представитель туристской отрасли Инна Рей.
Во время обсуждения также поднимался вопрос правомерности введения Ashyq, не имеющего сертификата информбезопасности и не введенного в промышленную эксплуатацию. По этому вопросу опасения предпринимателей развеяла заместитель председателя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Сауле Ахметова.
«Ashyq будет внедрен в случае загруженности коечного фонда более 50%. Если система здравоохранения не будет справляться, если у нас повторится 2020 год, тогда будет внедрено приложение. В настоящее время Ashyq проходит аттестацию на информбезопасность. Программа вскоре будет введена в промышленную эксплуатацию. В течение всего года она проходила опытную эксплуатацию. После опытной эксплуатации она вводится в промышленную», - объяснила Сауле Ахметова.
Она сообщила, что предлагаемые сегодня меры основаны на новой матрице с учетом нагрузки на систему здравоохранения. В желтой зоне меры носят рекомендательный характер. А в красной зоне предлагается более мягкий вариант по сравнению с прошлым годом.
«Я понимаю обеспокоенность бизнеса и гражданского сообщества в целом по этим ограничительным мерам. Для снятия обеспокоенности и для того, чтобы принять консолидированное решение, я попросил бы министерство здравоохранения предоставить полноценную картину эффективности ограничительных мер за 2020-2021 гг. Провести оценку и анализ и разместить в открытом доступе, чтобы народ увидел, насколько были эффективно потрачены выделенные средства, вакцинация, все профилактические меры, анализ эффективности ПЦР-тестирования, масочного режима, использования лекарственных средств и медицинских изделий. Все эти данные по оценке и анализу предоставить бизнесу, сообществу, проанализировать, а потом на основе этого анализа и оценки обсудить совместно с бизнесом и принять консолидированное мнение», - предложил председатель правления Союза отечественных производителей медицинских изделий, медицинской продукции «Мединдустрия Казахстана» Серикбол Мусинов.
Все предложения бизнеса будут направлены в министерство здравоохранения для учета при разработке карантинных мер для красной зоны.