Отечественные перевозчики могут потерять до 10% доли на рынке
Решение по «перецепке» грузов для российских и белорусских компаний может привести к вторичным санкциям, считает экспертАвтор: Шынгыс Темир, заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана
1 июля министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) приняло ущемляющий права отечественных перевозчиков приказ о разрешении «перецепки» для перевозчиков из России и Беларуси.
Ранее министерство заявляло о намерении снять запрет на «перецепку» для российских и белорусских перевозчиков в качестве акта «доброй воли». Некоторое время назад Россия и Беларусь приостановили требование о запрете «перецепки» для Казахстана до конца 2022 года.
«Перецепка» – это замена тягача или грузового автомобиля при перевозке груза на территории другого государства. Такая замена разрешена при условии, если последующий перевозчик является резидентом того же государства, что и первый. Подобная мера практикуется разными странами в международных автомобильных перевозках для защиты интересов национальных перевозчиков.
В Казахстане нарушение этого требования влечет административную ответственность. Часть 7 статьи 573 Кодекса об административных правонарушениях за осуществление замены (перецепку) тягача или грузового автомобиля на другой тягач или грузовой автомобиль, который не зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика, предусматривает штраф на водителей – 200 МРП (636 тыс. тенге), на юридических лиц – 500 МРП (1,59 млн тенге). Снятие запрета на «перецепку» фактически отменяет административную ответственность по данному составу правонарушения.
Напомним, Беларусь ввела зеркальные ограничения в ответ на европейские санкции. Транспортные компании Евросоюза столкнулись с запретом осуществлять перевозки по территории Беларуси. Для продолжения доставки международных грузов белорусской стороной стал применяться механизм «перецепки» грузов с иностранных транспортных средств на грузовики резидентов Беларуси. Часть пути груз доставляется европейскими перевозчиками, другая часть – белорусскими, что в результате позволило исключить вытеснение последних с рынка международных перевозок.
Россия и Беларусь отменили запрет на «перецепку» по вполне очевидным причинам – это решение было продиктовано введенными в отношении перевозчиков этих стран санкциями со стороны европейских государств.
Решение МИИР открыть казахстанские дороги для российских и белорусских перевозчиков без привлечения их к административной ответственности может быть расценено странами Евросоюза как акт поддержки ответных санкций Беларуси к европейским перевозчикам. К тому же снятие запрета на «перецепку» сильно ударит по отечественным перевозчикам, поскольку их коллеги из России и Беларуси продолжат активную экспансию казахстанского рынка (отечественные перевозчики уже отмечают неоднократные факты смены государственной регистрации грузовиков с белорусских номеров на казахстанские).
НПП «Атамекен» неоднократно выступала против отмены запрета на «перецепку». В Палате предпринимателей уверены, что снятие действующих ограничений – это риск потерять рынок перевозок. Поспешность может привести к дополнительной потере рынка для отечественных перевозчиков до 10%, сейчас их доля на международном рынке составляет 31% (в 2017 году – 52%).
В НПП также считают, что отмена ограничений – это шаг к доминированию на рынке перевозок компаний соседей ввиду большего количества подвижного состава. Предлагаемое МИИР решение может привести к росту социальной напряженности, а также к введению вторичных санкций европейских стран в отношении транспортных компаний Казахстана.
Остается только надеяться, что действия МИИР не повлекут наложение на Казахстан вторичных санкций Евросоюза.
Приказ опубликован 5 июля, введен в действие со дня первого официального опубликования.