Азат Бектуров: «Надо стимулировать средства частных компаний»

О развитии авиационной отрасли Казахстана и планируемых со стороны государства нововведениях в эксклюзивном интервью «Капитал.kz...

О развитии авиационной отрасли Казахстана и планируемых со стороны государства нововведениях в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров

- Какие компании на сегодня представлены в авиационной отрасли Казахстана, и какую долю рынка занимает каждая из них?

- Сегодня в республике работает много небольших компаний, поэтому сложно определить долю рынка каждой из них. Однако с уверенностью могу заявить, что около 76% всех пассажирских авиаперевозок занимает «Эйр Астана», порядка 20% - компания «Skat», и остальные 4-5% - другие мелкие компании. На регулярном внутреннем рынке авиаперевозки осуществляют семь компаний. В международном направлении у «Эйр Астаны» около 37% доли рынка. Сейчас планируется введение изменений в технические требования, предъявляемые к воздушным суднам, поэтому возможно уже в скором времени произойдут изменения в структуре рынка.

- Будет ли представлена в Казахстане компания «Аэрофлот»?

-Два-три года назад уже поднимался вопрос о том, чтобы российский национальный авиаперевозчик осуществлял маршруты в Казахстан. Однако вопрос не решился внутри Российской Федерации, в то время как компания «Трансаэро» сумела отстоять свое право эксклюзивно летать в Казахстан.

-Это как-то связано с ценовой политикой российского «Аэрофлота»?

-Абсолютно нет. У «Аэрофлота» очень большая сеть, поэтому, я думаю, казахстанцам было бы интересно воспользоваться его услугами. Но борьбу за право летать в Казахстан из России выиграла компания «Трансаэро», причем, несмотря на то, что это частная коммерческая авиакомпания. Ведь нам со своей стороны также было бы удобней работать с государственной компанией.

- Какой объем государственных инвестиций направлен на развитие авиационной отрасли республики?

- Государство вложило немалые средства в модернизацию аэропортов в городах Казахстана. Так, были реконструированы посадочные полосы астанинского, шымкентского, актауского аэропортов. На следующий год подобную модернизацию планируется провести в Кызылорде. В целом государству становится все тяжелее осуществлять инвестиционные вложения в авиационную отрасль, поэтому мы планируем взять курс на стимулирование инвестиций со стороны частных авиакомпаний. На сегодня в Казахстане почти все авиакомпании - частные, за исключением «Эйр Астаны», являющейся совместным предприятием холдинга «Самрук» и английской компании, с долей участия 51% и 49%, соответственно. Правительству необходимо обеспечить поле деятельности, обозначить четкие правила и разработать действенные механизмы стимулирования компаний приобретать современные воздушные судна. Эксплуатация старых самолетов – основная проблема казахстанской авиации. С помощью введения новых технических требований мы хотим заставить казахстанские авиакомпании отказаться от устаревших авиалайнеров, не соответствующих ни должному уровню безопасности, ни имиджу страны, ни экономической эффективности. Нужно создать условия и механизмы для приобретения частниками новых воздушных судов, ведь именно поэтому на сегодня и не развивается авиация Казахстана. Я думаю, что к 2010 году мы сумеем остановить данный процесс.

- Какую динамику развития демонстрирует в последние годы авиационная отрасль?

- В 2007 году количество пассажирских перевозок выросло на 42% по сравнению с 2006 годом. В первом квартале 2008 года, несмотря на замедление темпов роста казахстанской экономики и возникший банковско-строительный кризис, темпы роста составили 30%. Спрос демонстрирует стабильность, казахстанцы хотят летать, что является очень отрадным показателем.

- Большинство казахстанцев все же предпочитают пользоваться железнодорожным транспортом из-за высоких цен на авиабилеты. Строительство каких железнодорожных линий осуществляется на сегодня?

- Планируется строительство большой железной дороги Жезказган - Бейнеу, которая будет способствовать выпрямлению уже существующего маршрута с Востока на Запад. Это позволит сократить расстояние более чем на 40%. Это очень важно для сокращения себестоимости перевозимой продукции при осуществлении транзита с упомянутого направления. Реализуется также большой проект Хоргос –Жетыген, призванный открыть второй международный пограничный переход с КНР. Но самым главным проектом в железнодорожной отрасли я бы назвал проект, не связанный со строительством железных дорог. Это - электрификация железнодорожного сообщения. До 2015 года мы планируем электрифицировать около 2800 км. Проект, на самом деле, уникальный. Он заключается в том, что будет осуществлен переход с тепловой связи на электрическую, которая дешевле, современней и к тому же более экологична.

- Планируется ли обновление железнодорожного парка новыми поездами?

- У «Казахстан темир жолы» недавно был одобрен стратегический план по развитию железнодорожной отрасли. Согласно этому плану, предполагается увеличение тарифов. Цель такова, чтобы железнодорожная компания могла обновлять основные средства за счет прибыли и вкладывать эти деньги в развитие собственной инфраструктуры. Что касается приобретений, то хочу отметить, что недавно министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов в составе делегации Главы государства посетил Францию, где был подписан договор о поставках в Казахстан скоростных поездов «Вендалина». Французские поезда будут работать на коротких маршрутах, например, таких как Астана - Боровое, на которых авиаперевозки не осуществляются.

- Спасибо за интервью.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤