На опережение
Страны Центральной Азии лидируют по регуляторным реформамПятый год подряд регион Восточной Европы и Центральной Азии опережает п...Страны Центральной Азии лидируют по регуляторным реформам
Пятый год подряд регион Восточной Европы и Центральной Азии опережает прочие регионы мира. Более 90% стран данного региона проводят те или иные регуляторные реформы. Причем волна реформ продвигается на восток, все новые и новые государства пополняют список стран, в которых проводится наибольшее число реформ. Таковы итоги шестого доклада в серии ежегодных докладов, публикуемых Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком, «Легкость ведения бизнеса» на 2008 и 2009 годы.
В нем отмечается, что за период с июня 2007 года по июнь 2008 года реализовано 239 реформ, способствовавших созданию более благоприятных условий для предпринимательской деятельности в 113 странах.
Третий год подряд по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности первое место занимает Сингапур. На втором месте Новая Зеландия, на третьем – США. В число 25 ведущих стран мира по данному рейтингу в этом году вошли Бахрейн и Маврикий.
В исследовании «Ведение бизнеса» приводится рейтинг 181 государства по совокупным показателям, характеризующим степень благоприятности условий предпринимательской деятельности. Первые 25 мест (в порядке убывания рейтинга) занимают: Сингапур, Новая Зеландия, США, Гонконг (район Китая). Дания, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия, Норвегия, Исландия, Япония, Таиланд, Финляндия, Грузия, Саудовская Аравия, Швеция, Бахрейн, Бельгия, Малайзия, Швейцария, Эстония, Республика Корея, Маврикий, Германия.
Исследование ранжировало страны по 10 показателям регулирования предпринимательской деятельности, эти показатели учитывают затраты времени и денежных средств, которые необходимы для соблюдения требований государства в связи с учреждением нового предприятия и осуществлением его деятельности, ведением международной торговли, уплатой налогов, ликвидацией предприятия. Рейтинги не учитывают такие факторы, как макроэкономическая политика, качество объектов инфраструктуры, неустойчивость национальной валюты, представления инвесторов об условиях деятельности в стране, уровень преступности.
«В экономике должны действовать правила - рациональные, простые в применении и доступные для всех, кто ими пользуется. Иначе предприятия будут загнаны в нерегулируемый, неформальный сектор экономики, где у них меньше возможностей по привлечению финансирования, меньше наемных работников, а работники лишены защиты трудового законодательства», - отметил вице-президент Всемирного банка и МФК по развитию финансового и частного секторов Майкл Клейн.
Казахстан
Республика Казахстан, по словам составителей отчета, в течение ряда лет занимает достаточно высокую позицию в общем рейтинге ведения бизнеса. В рейтинге на 2009 год Казахстан занял 70-е место из 181, поднявшись тем самым на 10 позиций по сравнению с прошлым годом. Среди стран Восточной Европы и Центральной Азии республика занимает срединное положении (12-е место из 25 стран).
Как отмечено в докладе, наиболее положительные результаты достигнуты по «Регистрации имущества» - рейтинг страны улучшился на 52 позиции (25-е место). Положительная динамика просматривается и по «Получению кредитов» - 43-е место (улучшение на 18 позиций). Стабильно положительные результаты наблюдаются по «Исполнению контрактов» (28-е место) и «Найму и увольнению работников» (29-е место). В пятидесятке лучших Казахстан оказался благодаря неплохим результатам по «Защите инвесторов» и «Налогообложению». В целом же средний рейтинг по перечисленным шести индикаторам составляет 38, что указывает на потенциал страны в данном рейтинге.
Стоит также отметить, что по некоторым индикаторам изменений не произошло, либо рейтинг ухудшился. Так, значительные реформы в области «Получения разрешений на строительство», проведенные Правительством РК в мае 2008 года, не нашли отражения в рейтинге за 2009 год, так как респонденты Всемирного банка не указали их в анкетах, на основе которых рассчитывается рейтинг. В связи с чем Казахстан занял 175-е место (изменения с прошлым годом +1).
По индикатору «Закрытие бизнеса» Казахстан занял 100-е место, а по «Открытию бизнеса» - 78-е с ухудшением на 17 позиций. Вследствие недостаточной ориентированности реформ на методологию ведения бизнеса Казахстан занял предпоследнее 180-е место по такому показателю, как «Ведение внешнеэкономической деятельности». При составлении рейтинга для страны по данному показателю учитывалось: сокращение документооборота, стоимости и времени на проведение импортно-экспортных операций. Указанные четыре показателя в среднем дают 133-е место, что может быть успешно реформировано в будущем.
Нормативно-правовое регулирование
В докладе подчеркивается, что во всем мире набирают темпы реформы систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Их количество в этом году достигло рекордного уровня. Так, лидером по числу реформ в области регулирования предпринимательской деятельности является Азербайджан, где отмечены улучшения по 7 из 10 направлений регулирования, являющихся предметом данного исследования. Так, в январе 2008 года в стране введена система «единого окна» при учреждении новых предприятий, при этом затраты времени и денежных средств, а также число процедур в связи с учреждением новых предприятий сократились вдвое. За первое полугодие число зарегистрированных предприятий увеличилось на 40%. Также в данной стране отменена минимальная сумма займов ($1100), необходимая для внесения в единый кредитный реестр, в результате чего число заемщиков, учтенных в реестре, увеличилось более чем вдвое. Обширные реформы в Азербайджане позволили ему значительно продвинуться в рейтинге стран по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности (с 97-го на 33-е место).
Рекордным по числу реформ систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности стал прошедший год и для Африки: в 28 странах проведены 58 реформ, способствовавших созданию более благоприятных условий для ведения бизнеса. Это больше, чем за любой предыдущий год.
Осуществив рекордное число реформ, государства Африки к югу от Сахары заняли три места в десятке лидирующих стран-реформаторов. Сенегал продвинулся вверх на 19 позиций - со 168-го на 149-е место. В этой стране реформы системы нормативно-правового регулирования были проведены по трем показателям, и она заняла лидирующую позицию в мире по созданию наиболее благоприятных условий для международной торговли. Рейтинг Буркина-Фасо также значительно улучшился – там был одобрен новый Трудовой кодекс, введена система «единого окна» при получении разрешений на строительство и стало легче передавать собственность - и сейчас эта страна занимает 148-е место. Ботсвана продвинулась вверх на 14 мест, занимая 38 позицию в рейтинге. Наряду с другими реформами, в Ботсване компьютеризация ускорила процесс учреждения новых предприятий, и международная торговля была улучшена с помощью электронной системы обмена данных.
Сенегал ввел систему «единого окна» при учреждении новых предприятий, объединив, таким образом, семь процедур в одну. Время, требуемое для учреждения новых предприятий, сократилось с 58 до 8 дней. Албания объединила нормативно-правовые регулирования по предпринимательской деятельности, социальному обеспечению, Трудовому кодексу и налогам. Колумбия существенно уменьшила затраты и упростила требования по ведению бухгалтерских книг.
Таким образом, первая десятка выглядит следующим образом (в порядке убывания рейтинга): Азербайджан, Албания, Кыргызстан, Беларусь, Сенегал, Буркина-Фасо, Ботсвана, Колумбия, Доминиканская Республика, Египет.
В Латинской Америке указанные реформы проведены в половине стран, а в регионах Ближнего Востока и Северной Африки, Восточной Азии реформы осуществили почти две трети стран.
Реформы систем нормативно-правового регулирования проведены в этом году в семи странах с высоким уровнем доходов, входящих в ОЭСР, в том числе в Канаде, Греции, Венгрии и Португалии. «Среди крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой лидером является Китай: в этой стране проведены реформы в целях создания более благоприятных условий для привлечения кредитов, уплаты налогов, принудительного исполнения договорных обязательств. В ЮАР упрощены процедуры учреждения новых предприятий и уплаты налогов. В Бразилии и Индии упрощены процедуры регулирования торговли», - поясняется в исследовании.
«Страны мира придают все большее значение решению задач создания более благоприятных условий для ведения бизнеса, - заявила директор Управления вице-президента Всемирного банка и МФК по развитию финансового и частного секторов Пенелопа Брук, являющаяся одним из авторов данного доклада. - Мы видим, что новые и новые государства стремятся перенять опыт других стран в реформировании условий регулирования предпринимательской деятельности. Мы отмечаем рост количества таких реформ в странах Африки, их вдохновляет пример стран региона, занимающих ведущие места в рейтинге».
Реформы, направленные на упрощение условий и процедур учреждения новых предприятий, вновь стали наиболее распространенным видом реформ среди десяти показателей системы нормативно-правового регулирования.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.