Средство от кризиса будет разработано

Эксперты отмечают рост бюджетов казахстанских PR-агентствМировой финансовый кризис на PR-рынке в Казахстане не отразился. Такое...

Эксперты отмечают рост бюджетов казахстанских PR-агентств

Мировой финансовый кризис на PR-рынке в Казахстане не отразился. Такое мнение высказала на Шестой международной конференции Eurasian PR-event-2008 управляющий партнер агентства коммуникативного менеджмента «Ренессанс» Светлана Крутских. «Кризис на рынке связей с общественностью не отразился. Наоборот, бюджеты PR-агентств на сегодняшний день увеличились в 1,5 - 2 раза. И это целесообразно, потому что сейчас очень многое нужно объяснять и разъяснять. Это все - инструменты PR», - говорит г-жа Крутских. По ее словам, на фоне перемен в мировой экономике PR-рынок ожидают большие изменения. «На следующий год, возможно, нам нужно будет сменить свою продуктовую линейку, больше времени уделять вопросам стратегического PR и разработке антикризисных программ. Но сами бюджеты не уменьшатся. Я считаю, что рынок PR будет развиваться, несмотря на пресловутый кризис. Потребность в наших услугах есть, а в период кризиса она возрастает», - подытожила  казахстанский эксперт.

Однако участники российского рынка PR-услуг уже ощутили на себе влияние финансового кризиса. Они констатируют, что компании финансового сектора, которые давали 15-20% оборота отрасли, начали отказываться от услуг агентств. В 2009 году доходы российских PR-агентств в лучшем случае останутся на уровне прошлого года, в худшем - снизятся минимум на 10%. Об этом рассказал «Капитал.kz» Мирослав Кошелюк, генеральный директор Агентства коммуникационного менеджмента «Принцип PR» (Москва). По его словам, в среднесрочной перспективе рынок PR будет переживать некую реструктуризацию. «Если говорить по объемным показателям, он будет либо стагнировать, либо в определенной степени сворачиваться приблизительно на 10–20%», - считает г-н Кошелюк. Как отмечает московский эксперт, такая ситуация продлится в России около двух лет, а  затем начнется обратный рост. И в этом смысле кризис полезен, так как освежит рынок. По мнению Мирослава Кошелюка, уйдут слабые игроки, исчезнут формировавшиеся годами высокие амбиции пиарщиков, и они станут ближе к реальному бизнесу.

Игроки рынка связей с общественностью также прогнозируют, что в следующем году существенно уменьшится сфера связей с инвесторами. Как считает Валерий Курейко, генеральный директор PR-компании «Publicity Creating» (Киев), клиенты разделятся на две категории: некоторые поддадутся панике и начнут уменьшать PR-бюджеты, наравне с рекламными, маркетинговыми программами, с сокращением персонала, приостановкой инвестиционных проектов и проектов развития. Другие же, в основном это будут те компании, которые обладают долгосрочной стратегией развития, более жестко подойдут к эффективности своих проектов и вложений. «В этой ситуации они вряд ли откажутся от PR, более того - могут даже увеличить PR-бюджет, поскольку PR менее затратный, чем прямая реклама, а при правильном профессиональном подходе является более эффективным» - подчеркивает г-н Курейко.

По мнению специалистов, в сложившейся ситуации усилится интерес к антикризисным программам, консалтингу и обучению. Маркетинговые результаты будут теперь интересовать всех. Кроме того, повысятся требования к качеству обслуживания и результату от PR-деятельности. Другими словами, просто заниматься PR ради самого PR - уже никто не сможет себе позволить.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤