Kaznex предлагает дружить торговыми домами

Экспортеры должны объединить усилия для внешних рынковГосударственная корпорация по развитию и продвижению экспорта «Kaznex» раз...

Экспортеры должны объединить усилия для внешних рынков

Государственная корпорация по развитию и продвижению экспорта «Kaznex» разработала проекты экспортных стратегий для пищевой и машиностроительной отраслей страны. 

Четыре из пяти основных проблем, с которыми сталкиваются казахстанские предприятия при попытке экспорта своей продукции за рубеж, могут быть эффективно решены только при помощи государства. К такому выводу можно прийти после анализа отчета корпорации «Kaznex» «Предварительные результаты диагностики экспортного потенциала предприятий и обзор проблем выхода казахстанских предприятий на экспорт», который был представлен в Алматы.

Основной вывод независимой экспертизы, произведенной «Kaznex» совместно с компанией Hemingford, звучит не совсем утешительно: казахстанские предприятия способны производить продукцию, которая может успешно продаваться на внешних рынках. Но отечественный продукт не экспортируется, так как правительство совершенно не заботится о своих предприятиях и не создает им условия для успешной работы. Иногда даже создает дополнительные препятствия, произвольно запрещая вывоз отдельных категорий товаров, отметил во время своего выступления технический директор компании Hemingford Крис Хейг.

С другой стороны, наследие советского прошлого дает о себе знать. Например, постоянное желание экономить на том, на чем сейчас экономить нельзя: на разработке новой продукции, обеспечении удобной упаковки, покупке маркетинговой информации, обучении персонала. «Анонимные продукты, скудно маркированные, в немодной, устарелой упаковке, которую сложно хранить, еще сложнее открыть, с низким качеством, произведенные в безразличном к чистоте и гигиене помещении неквалифицированным персоналом, не являются характеристиками успешных экспортных продуктов», - уверен г-н Хейг. 

В результате многие предприятия, например в пищевой отрасли, так и не смогли перерасти разряд малых. В этом сегменте много небольших производств с недостаточной капитализацией, но желающих принять участие в экспортной деятельности, отметил в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» Крис Хейг. Но их владельцы и руководители не могут переключиться от решения повседневных задач на более высокий уровень. «Я встречался с руководителями малых предприятий, которые говорили - дайте нам деньги, и больше нам ничего не нужно. Пытаясь же выяснить, что они будут делать с этими деньгами, мы узнавали, что очень мало руководителей, которые задумываются о реализации целей далее чем через 3 месяца вперед. Это странно, - недоумевает эксперт, - ведь  Казахстан относительно стабильная страна, но здесь так мало предприятий, которые имеют долгосрочные задачи».

«У многих руководителей осталась привычка требовать от правительства принять меры, которые позволили бы продать продукцию его предприятия, - рассказала в интервью «Капитал.kz» заместитель председателя правления корпорации «Kaznex» Сауле Ахметова. - Это наиболее характерно для руководителей машиностроительных заводов». Руководители предприятий, выпускающих продукты питания, уже избавились от оглядки на Астану. Основная причина развития такой самостоятельности - более быстрая оборачиваемость средств в отрасли, и, соответственно, более быстрая окупаемость проектов - менее одного года. Следовательно, компании могут ставить цели в обозримом для себя будущем.

Отчасти из-за этого «Kaznex» предлагает интегрировать проекты экспортных стратегий для пищевой и машиностроительной отраслей в общую стратегию экономического развития страны до 2012-2015 годов. В таком случае и государство, и предприятия получают опорные точки, вокруг которых они могут планировать свою работу в будущем.

Ключевым фактором в реализации этих стратегий будут являться даже не инновации или финансирование на техническое перевооружение, а создание института, который смог бы координировать работу всех предприятий для реализации общих задач. «Объем производства казахстанских предприятий пока не позволяет им получать дополнительные прибыли за счет эффекта масштаба. Но они вполне могут получать прибыль от совместной работы», - считает г-жа Ахметова.

Как пример выгодности такого сотрудничества она рассказала о несостоявшемся контракте на поставку томатной пасты в Европу. Тогда заказчик, удовлетворенный качеством казахстанской томатной пасты, не смог найти поставщика, так как потребляемые им объемы были не под силу одному предприятию. «Но ведь эти заводы могли объединиться и поставлять свою продукцию сообща, под единым брендом, получая выгоду от совместной работы. Но не смогли договориться», - недоумевает Сауле Ахметова.

Главной идеей проектов будет обучение руководства компаний искать пути сотрудничества между собой. Конкуренция на внутреннем рынке Казахстана не означает, что эти предприятия автоматически будут конкурентами и на рынках других стран.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤