Грузите апельсины бочками
Казахстану еще далеко до звания транзитной державыВ эпоху кризиса будет наблюдаться спад в сегменте транзитных грузоперевозок. Т...Казахстану еще далеко до звания транзитной державы
В эпоху кризиса будет наблюдаться спад в сегменте транзитных грузоперевозок. Такое мнение выразил «Капитал.kz» Геннадий Шестаков, председатель совета Ассоциации таможенных брокеров РК. «В Европе потребность в китайских товарах упала, причем достаточно серьезно. Везде идет сокращение объемов, и грузоперевозки будут уменьшаться. Мы видим, что строительство уменьшилось практически на 70%, совокупный покупательский спрос также понизился на 40-50%. По всем грузам наблюдается снижение товарооборота на 30-40%», - объясняет г-н Шестаков.
В свою очередь Нигматжан Исингарин, председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, уверен, что в республике по итогам года ожидается рост транзитных грузоперевозок на 20%. По его словам, в Казахстане есть «потенциал и возможности, чтобы привлечь еще больше грузов». «В прошлом году транзит составил 13,7 млн. тонн. В 2008 году он увеличится на 20%, прибавив порядка 3 млн. тонн. Это огромный рост. Надо продолжать над этим работать», - подчеркнул эксперт. Он также отметил: «транзит нужно привлекать, особенно «Китай - Россия», но здесь необходимо создавать как технические, так и экономические условия».
Однако в Ассоциации таможенных брокеров считают такие прогнозы слишком оптимистичными. «Увеличение транзита на 20% - это нереально, я думаю, что в лучшем случае все останется на прежнем уровне», - полагает г-н Шестаков. По его мнению, говорить о том, что Казахстан транзитная держава, еще очень рано, поскольку в этой части пока ничего не сделано. «Мы еще не наладили того, что подписали в международной конвенции. У нас прохождение границы занимает очень много времени, а это один из сдерживающих факторов. Если говорить о железнодорожных перевозках на «Достыке», то сегодня там не очень хорошее положение как на железной дороге, так и на таможне. А это две структуры, которые должны заботиться о том, чтобы транзит увеличился», - считает специалист.
Противоположного мнения придерживается Гульнур Рахматуллина, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований. По ее словам, сегодня в Казахстане проводится большая работа по развитию транзитного потенциала. «Несмотря ни на какие кризисные явления, Казахстан продолжает проводить открытую внешнюю политику и также выступает за углубление интеграционного взаимодействия в странах ЕврАзЭС. В частности, Казахстан выступил инициатором по реализации проекта «Западный Китай – Западная Европа». На мой взгляд, реализация этого проекта будет способствовать увеличению транзитных перевозок через республику», - уверена г-жа Рахматуллина. Как говорит специалист, развитие транзитного потенциала - это один из приоритетов нашей экономической политики, особенно в период финансовой нестабильности. «Транзит - это дополнительные поступления в бюджет. Как показывает мировая практика, экономическое развитие государства во многом зависит от того, как эта страна использует свои транзитные возможности. Вот почему в условиях кризиса сегодня надо большое внимание уделять развитию транспортной инфраструктуры. Я думаю, что в перспективе развитие транзитного потенциала приведет к увеличению объема транзитных грузоперевозок, а также станет важным фактором экономического взаимодействия стран Евросоюза», - считает Гульнур Рахматуллина.
Следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС пока сохраняются существенные различия внутригосударственных и межгосударственных тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Несогласованность в транспортных тарифах на грузовые перевозки в рамках Сообщества не позволяет эффективно решать вопрос снижения транспортной составляющей в стоимости перевозимых товаров. По мнению участников рынка, это в определенной степени является сдерживающим фактором для устойчивого роста национальных экономик государств ЕврАзЭС, в том числе и Казахстана.
«К удорожанию транспортных перевозок приводят не только таможенные барьеры, но еще очень остро стоит вопрос тарифов. У нас очень большой процент транзита проходит через Россию, но сегодня в рамках ЕврАзЭС еще нет единой тарифной политики. К примеру, международный транзитный тариф в России гораздо выше, чем внутренний. Ведомства каждой страны оттягивают одеяло на себя и преследуют свои интересы. На мой взгляд, здесь должен быть подход на перспективу. Для Казахстана модель Европейского союза - это идеальная модель интеграции. Там единые тарифы, открытые границы и эффективное использование транзитного потенциала, вот почему и нам к этому надо стремиться. Конечно, такие вопросы сегодня решаются, но со скрипом», - резюмировала сотрудник КИСИ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.