«И ты, Брут?»
Саакашвили предстоит бороться с еще одним бывшим соратникомМихаил Саакашвили не испытывает нехватки в противниках – как внешних,...Саакашвили предстоит бороться с еще одним бывшим соратником
Михаил Саакашвили не испытывает нехватки в противниках – как внешних, так и внутренних. Теперь перчатку президенту Грузии бросил еще один бывший член его команды – перешедший в оппозицию бывший посол в ООН Иракли Аласаниа. После отставки в конце 2008 года он долго хранил интригующее молчание о своих планах, ограничившись обвинениями в адрес Саакашвили в том, что тот не смог предотвратить войну с Россией. Впрочем, к 23 февраля, когда Аласаниа начал независимую политическую карьеру, уже вовсю ходили разговоры о его новых политических партнерах. Как и ожидалось, ими стали симпатизирующие друг другу Республиканская партия и партия «Новых правых».
Презентация нового блока, получившего название «Альянс за Грузию», привлекла повышенное внимание не только местной, но и иностранной прессы. Дело в том, что вокруг Иракли Аласаниа существует некий ореол, позиционирующий его явной альтернативой нынешнему президенту даже более однозначно, чем это было принято считать в отношении печальной участи экс-министра обороны Ираклия Окруашвили. Экс-посол считается очень умным, хладнокровным и влиятельным человеком, имеющим связи с сильными мира сего в широчайшем смысле этого слова, в первую очередь – в США. Причем конкретные основания для такого имиджа отсутствуют, но поскольку он существует не один год, можно говорить о длительном, мощном и хорошо скрытом пиаре.
Аласаниа заявил о себе сразу после «Революции роз», возглавив органы госбезопасности и полностью покончив с чеченско-криминальной вольницей в Панкисском ущелье. Затем ему доверили пост председателя правительства Абхазской автономной республики вместе с назначением спецпредставителем президента Грузии по абхазскому урегулированию. Это выглядело символично, так как молодой политик является сыном генерал-лейтенанта Мамиа Аласаниа, расстрелянного в 1993 году сепаратистами вместе с тогдашним главой правительства Абхазии, национальным героем Грузии Жиули Шартава и другими членами абхазского совмина. Уже на новом поприще Иракли Аласаниа стал превращаться в ярого «голубя мира», а спустя некоторое время был отослан с дипломатической миссией в Нью-Йорк – как говорили тогда, из-за противостояния все с тем же Окруашвили. В ООН он себя ничем примечательным не проявил, и, в целом, новоявленный оппозиционный лидер действительно не может похвастаться ничем, что выделяло бы его из ряда других птенцов гнезда Саакашвили.
Теперь Иракли Аласаниа вновь в Тбилиси и требует, ни много, ни мало, назначить референдум о проведении досрочных президентских выборов. На презентации своего оппозиционного альянса он облек это требование в форму ультиматума, дав властям на его выполнение 10-дневный срок. Подобный старт многих разочаровал. В Грузии существует серьезный запрос, и даже есть настоятельная потребность в оппозиции адекватной, ответственной, способной предложить альтернативную позитивную программу. Возглавив наиболее «респектабельную» часть грузинской оппозиции, экс-посол как бы дистанцировался от агрессивно-радикального, уличного стиля политической борьбы. Но выдвинув 23 февраля абсолютно бесперспективный ультиматум, Аласаниа поколебал возлагаемые на него надежды. Власть на это отреагировала с дежурным спокойствием: появление новой политической силы хорошо для демократического развития страны, но для проведения референдума нет никаких оснований – тем более в условиях финансового кризиса, когда государственные средства необходимы для поддержания экономики, а не политических акций.
Тем не менее, у «Альянса за Грузию» пока есть хорошие перспективы обрести серьезную электоральную базу. К своему единственному политическому капиталу – труднообъяснимому внушительному имиджу – Иракли Аласаниа прибавил партийные ресурсы «правых» и «республиканцев», лидеры которых – в случае гипотетических выборов – готовы отдать лидеру блока голоса своих сторонников. Об этом два Давида – Гамкрелидзе и Усупашвили – заявили на той же презентации 23 февраля. Теперь успех нового альянса будет зависеть от его способности построить грамотную и добротную политическую платформу, чего пока не удавалось ни одному грузинскому оппозиционеру. Если это получится у Аласаниа, то для борьбы с таким противником президенту Саакашвили скоро придется задействовать свои неординарные способности выкручиваться из политических передряг. Если только Иракли Аласаниа сам не есть политический проект Михаила Саакашвили – еще одна версия, предложенная радикальным крылом оппозиции при появлении конкурента.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.