Институт высоких наставников
Дефицит IT-специалистов в Казахстане в 2008 году оценивался, по данным различных компаний, от 6 до 15 тыс. человек, тогда как еж...Дефицит IT-специалистов в Казахстане в 2008 году оценивался, по данным различных компаний, от 6 до 15 тыс. человек, тогда как ежегодно вузы РК выпускают порядка 1500 IT-специалистов. Косвенный показатель дефицита специалистов – уровень их заработной платы. До середины 2008 года большинство позиций в сфере информационных технологий начинались с заработной платы в $1000-1200 в месяц. Более опытные специалисты могли рассчитывать на зарплату от $2000.
По темпам роста заработной платы отрасль информационных технологий также лидировала в Казахстане. По оценкам менеджеров, занятых в сфере IT и телекоммуникаций, ежегодно работодатели вынуждены повышать оплату труда своим сотрудникам на 40-60%. При этом рынок растет всего на 25-30%.
Одновременно, по оценкам экспертов, к 2010 году емкость рынка услуг IT и телекоммуникаций в Казахстане может увеличиться до $3,5 млрд. В условиях кадрового голода конкурентоспособность казахстанских софтверных и IT-компаний оказалась ниже, чем зарубежных, в результате самые привлекательные ниши, с высокой добавленной стоимостью, занимают, в основном, российские компании.
Кроме того, что IT-специалистов не хватает, их подготовка не отвечает потребностям рынка, отмечает директор общественного фонда «Национальная интернет-премия AWARD.KZ» и один из руководителей проекта Talimger Амирет Конысбаев. «Многие технические вузы, готовящие специалистов в информационных технологиях, настолько отстали от жизни, что обучали своих студентов не тому, что требует рынок, а тому, что знают те преподаватели, которые были им доступны. В результате общий уровень подготовки студентов оказывался очень низкий: по многим параметрам отставание казахстанских вузов от российских составляло не менее 5 лет, еще больший – от вузов США», – считает он.
«Решением проблемы могло бы быть повышение качества обучения и обмен информацией между техническими вузами, готовящими специалистов в высоких технологиях, и предприятиями, работающими в этой сфере, отмечает г-н Конысбаев. – Но такое общение наладить все никак не удавалось: мы наталкивались на стену недопонимания. Разобравшись в ситуации, мы увидели, что основная проблема состоит в недостаточном уровне подготовки самих преподавателей. Поэтому мы решили взяться за конкретный проект по подготовке преподавателей. Затем эта идея переросла в создание института повышения квалификации Talimger («Наставник»).
Первой компанией, откликнувшейся на предложение ассоциации IT-компаний, стала Microsoft. Эта же компания помогла институту разработать методику обучения и обеспечила необходимыми разработками для проведения месячного курса в Парке информационных технологий для преподавателей из КазНТУ, КБТУ, МАБ, Казахстанской академии транспорта и коммуникаций. «Результат оказался очень серьезным. Преподаватели, выпускники курсов провели 8 лабораторных работ для студентов. Часть из этих студентов защищали диссертации на основе этих знаний. То есть мы доказали, что преподаватели являются эффективными мультипликаторами знаний и технологий», – уверен Амирет Конысбаев. Сегодня институт работает с другими вендорами, разрабатывая методику обучения по продуктам, которые предлагают на рынке эти компании.
Другим интересным опытом оказался семинар по инициативе софтверной компании из Караганды «Плюс Микро». Она предложила провести семинар одновременно для своих сотрудников-разработчиков новых продуктов и преподавателей. Сведенные в одну группу специалисты смогли понять, что они могут дать друг другу: преподаватели из первых рук узнали о реальных требованиях, предъявляемых к специалистам на рынке труда, а сотрудники компаний – о том, что могут дать вузы студентам на самом деле.
Экономический кризис уже внес свои коррективы на рынке труда. Сейчас на рынке больше трудовых ресурсов, чем вакантных мест. Тем не менее, в будущем дефицит в IT-специалистах будет только расти. Сохранится спрос на системных и бизнес-аналитиков, системных архитекторов, инженеров по автоматизации тестирования, людей, способных работать в команде, и разноплановых специалистов, могущих заполнять сразу несколько позиций. «Руководители компаний говорят, что нужна и психологическая подготовка студентов: наши вузы выпускают специалистов, которые не могут или не умеют добиваться поставленных перед ними целей. Видимо, нам придется поработать и над этой проблемой», – заметил г-н Конысбаев.
Проект был поддержан Министерством образования и науки РК и Ассоциацией IT-предприятий Казахстана. В ближайших целях института – стать центральным звеном по подготовке IT-специалистов не только для РК, но и для стран Центральной Азии, так как проблемы, видимые в нашей стране, характерны и для наших соседей. С этой целью «Талимгер» создал свой информационный портал, в котором, как предполагается, будет аккумулироваться вся информация об опыте передачи знаний в сфере высоких технологий, станут создаваться блоги отдельных преподавателей, концентрироваться знания о новых продуктах.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.