Гора родила мышь: конец оппозиционной недели в Тбилиси

В Грузии умерла радикальная оппозиция. По крайней мере, в политическом смысле, хотя ее лидерам впору совершить харакири после то...

В Грузии умерла радикальная оппозиция. По крайней мере, в политическом смысле, хотя ее лидерам впору совершить харакири после того сокрушительного провала, который они испытали за последнюю неделю. Обещанная ими революция, которую громогласно провозглашали по меньшей мерее за месяц до начала с неминуемостью Армагеддона, провалилась самым катастрофичным образом. В итоге лидеры оппозиции объявили во вторник о прекращении митингов, оговорившись, что берут паузу на время церковного праздника Пасхи, после чего продолжат акции протеста. Хотя наблюдатели сомневаются, что оппозиция сможет собрать сторонников после недельной паузы, не сумев мобилизовать электорат и за неделю активных «боевых действий».

Бесславным для оппозиции оказалось уже начало назначенного на 9 апреля широкомасштабного и бессрочного митинга, призванного отправить в отставку президента Михаила Саакашвили. Утром этого дня вряд ли какой телезритель удержался от смеха, увидев президента на экране в окружении... лидеров оппозиции. Бок о бок с людьми, которые – согласно созданному ими самими фону – должны были наброситься на Саакашвили при одном его виде.

По традиции, 9 апреля перед грузинским парламентом всегда много людей. Граждане приходят на проспект Руставели почтить память борцов за независимость, погибших на этом месте в 1989 году при подавлении демонстрации национально-освободительного движения советскими войсками. По той же традиции, панихиду у мемориала служит сам Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа Второй – последний, кто обратился к демонстрантам перед трагедией, разыгравшейся 9 апреля 1989 года. На этот раз лидеры оппозиции с раннего утра «оккупировали» площадку у мемориала и обступили патриарха, когда он начал службу. Тут среди них неожиданно появились президент, первая леди, спикер парламента и несколько членов правительства – их прибытия никто не заметил, и пришли они всего с несколькими телохранителями в штатском. Всю панихиду Михаил Саакашвили простоял рядом со своим злейшим врагом, кандидатом «Объединенной оппозиции» на последних президентских выборах Леваном Гачечиладзе. А спикер Давид Бакрадзе даже трогательно зажег свою свечу от его огня. Чтобы понять весь комизм ситуации, надо знать агрессивность, непримиримость и радикализм, сопутствующие обычно внутриполитической борьбе в Грузии.

Саакашвили и Гачечиладзе вместе простояли за спиной священников, и никто не осмелился нарушить торжественность момента. Самый популярный лидер оппозиции явно понимал, что выглядит смешно, и с перекошенным лицом смотрел в объективы телекамер. Во второй половине дня оппозиция заняла всю площадь перед парламентом – начался долгожданный митинг. Но пришло на него от силы 30 тысяч человек. Не четверть миллиона, как ожидалось с подачи все той же оппозиции, а только 30 тысяч. Это – совпадающая оценка большинства журналистов и экспертов, МВД Грузии сообщило о 25 тысячах на пике акции. С учетом «приходяще-уходящей» текучести митинга общее число явившихся поддержать оппозицию можно оценить в 50-70 тысяч человек. Для Тбилиси – средняя по масштабу акция. С таким ресурсом власть не свергают.

Поражение оппозиции было ясно уже в первый день. Но лидеры еще на что-то надеялись и спасали лицо. Они объявили, что перед парламентом стоят 150 тысяч патриотов, что на следующий день их число удвоится, а акции охватят всю страну. 10 апреля на митинг пришли 20 тысяч человек, а в регионах не было отмечено ни одного выступления. При этом неадекватное поведение оппозиционеров маргинализовало их и лишало новых тысяч сторонников буквально на глазах. Выступила экс-спикер Нино Бурджанадзе – ее освистали, но в последующие дни вяло аплодировали. Публичные извинения и подарки дорогой техники оппозиционному рупору – телеканалу «Маэстро» – бывшей «железной леди» грузинской политики не помогли. На трибуне люди увидели нервную, срывающуюся на тонкий фальцет женщину, потерявшую место в элите. Еще один бывший кандидат в президенты Гиа Маисашвили (менее 1% голосов) выматерил Саакашвили в микрофон и предложил толпе хором поддержать его. Многие поддержали, после чего оппозицию материла, наверно, вся Грузия – позор такого поведения оказался очевиден всем. На следующий день – на проспекте Руставели собралось лишь 10 тысяч.

К общей картине стоит добавить полную неорганизованность оппозиции, отсутствие какой-либо позитивной программы и плохо скрываемую враждебность множества лидеров по отношению друг к другу. На этот фон наложился ряд неприятных эксцессов – мелкое хулиганство оппозиционных активистов, пьяные драки членов разных партий и даже один случай поножовщины между ними – к счастью, без серьезных последствий. Все это фиксировалось камерами видеонаблюдения и операторами телекомпаний, и выходило в эфир на всю страну. Еще один повод для анекдотов создал инцидент, устроенный оппозицией в тщетной попытке мобилизовать сторонников. В ночь на воскресенье по телеканалам разошлась новость – несколько десятков спецназовцев избили активистов, оставшихся дежурить перед парламентом, и разгромили митинговую инфраструктуру, поломав или умыкнув технику. Началось нагнетание истерии – видно, оппозиция хотела повторить события 7 ноября 2007 года, когда вмешательства полиции в акцию протеста переросли в масштабные уличные столкновения. Но на этот раз защищать оппозицию никто не вышел. А утром показали материал с камер видеонаблюдения, и оппозиция опять оказалась в луже – ее активисты подрались с дворниками, убиравшими площадь, причем сами эту драку и спровоцировали. Комментарий мэра Тбилиси был убийственен: дворники не являются полицейскими или высокопоставленными должностными лицами, поэтому они не обязаны терпеть оскорбления. Во избежание таких инцидентов городские службы временно прекращают убирать эту территорию и готовы предоставить участникам митинга необходимый инвентарь, чтобы они убирали за собой сами.

С самого начала митинга власти Грузии заняли позицию невмешательства. Полицию держали подальше от митингующих, а политические фигуры периодически делали заявления с призывами перейти к диалогу по насущным проблемам страны и перечисляли вопросы, которые можно обсуждать. Например, по новому избирательному законодательству или экономическим сложностям. Делается это, надо полагать, только в целях пиара – с такой оппозицией Саакашвили может идти на уступки только там, где изменения нужны ему самому. Что касается единственного и ультимативного требования оппозиции о немедленной отставке, то президент вскользь ответил, что никуда не собирается уходить, когда присутствовал на подписании договора с турецким концерном о строительстве новой крупной гидроэлектростанции на юге Грузии.

Оппозиция объявила, что президент неадекватен, потерял чувство реальности, и что она скинет его в ближайшие часы. Для этого остатки оппозиционного митинга – несколько тысяч человек – разделились. Часть перекрыла дорогу около президентской резиденции, другая часть – перед общественным телевидением, третьи остались перед парламентом. Затем оппозиционные активисты разбили там несколько десятков палаток и установили клетки – символические тюремные камеры, в которые должны были сесть в знак протеста поддерживающие оппозицию представители интеллигенции. Таких на митинге было немало, но в клетку залазить никто не захотел – отдуваться пришлось опять же активистам из числа молодежи.

Между тем дело приобрело нешуточный характер. Недельное перекрытие центральных транспортных артерий столицы начало выводить тбилисцев из себя, хоть полиция и организует движение по обходным улицам. Произошли несколько инцидентов между митингующими и водителями. Добавила масла в огонь активность Москвы – там не удержались и начали делать заявления в поддержку грузинской оппозиции, что вызвало в Грузии понятную реакцию. Лидеры оппозиции до последнего держались – они кричали, что власть уже не контролирует ничего и Саакашвили вот-вот убежит – но в итоге были вынуждены объявить «временное» прекращение акций.

Сухой итог оппозиционной недели: недовольные получили возможность наслаждаться полной свободой, а основная масса граждан поняла, что порядок все-таки лучше. Власти продемонстрировали всему миру неслыханный уровень «демократии» (в Европе такие митинги разгоняют в среднем раз в неделю) и нажили политический капитал, а оппозиция обанкротилась. Очки набрали политики, выражавшие готовность к диалогу и отказу от уличных средств борьбы. Это, в первую очередь, представленные в парламенте христиан-демократы, а также бывший постпред Грузии при ООН Иракли Аласаниа, недавно стартовавший в качестве политика и даже возможной альтернативы Саакашвили в рядах радикальной оппозиции. Все время митингов он старался держаться в тени и ненавязчиво высказывался за диалог.

Чтобы понять, почему оппозиция столь позорно проиграла «генеральное сражение», надо понимать, что она из себя представляет, и какие процессы происходят в стране. После «Революции роз» правительство Михаила Саакашвили сломало хребет старой Грузии – хорошо известной в СССР стране с повальной коррупцией, связями и ворами в законе. Теперь ее просто нет. Это было очень больно, это затронуло почти каждую семью, это породило множество кровно обиженных режимом, а ошибки и волюнтаризм властей лишь усугубляли ситуацию. Но теперь есть другая Грузия – где полиция не берет взяток, где воры сидят в тюрьме, где созданы самые либеральные условия для бизнеса, где социальные проблемы поэтапно решаются и государственные институты работают четко и значительно облегчили жизнь людям. Где место старой интеллигенции – величественной, коррумпированной и бесполезной, как всякая отживающая аристократия – заняла новая элита, с западным образованием и английским языком. Последнее – одна из самых главных и глубоких причин нынешних событий. Ощутившие себя ненужными «представители общественности» готовы на все, лишь бы не чувствовать свою бесполезность и вновь занять место у трона власти – с его льготами, связями и беззаботной жизнью. Не могут же они написать на знаменах «Назад, в старое привычное болото!». Вот и пишут «Долой Саакашвили!» – а предложить взамен ничего не могут. В то время как народ уже дозрел до того, чтобы требовать от политиков куда большей ответственности. Поэтому даже противники нынешней власти сегодня часто выступают против нынешней оппозиции: «пусть будет Миша – лишь бы не эти».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤